„26 комиссаров . Выступление эсеров на Совете. Режиссер Н.Шенгелая. Оператор Е. Шнейдер
лость горсточки отрезанных от революционной России красных бойцов и реальная угроза надвигающихся германо-турецких полчищ.
Именно на этой-то основе империалистическая демагогии, разделившая страны «союзников» и «врагов», расцвела пышным цве
том, смазывая обостреннейшую классовую борьбу. Именно отсюда потеря социалисти
ческой перспективы и попадание бакинско
го пролетариата на бело-эсеровский крючок, на наживку ив английского риса и консервов.
Голод и угроза германо-турецких войск показаны в картине с предельной ясностью Словоизвержении же эсеров остаются словоизвержениями и никакого иного оправдания не требуют.
В начале моей работы над ролью эсера я, как очень многие из руководящих трамовских работников, обладая всем ассортиментом старотрамовских Ошибок, тоже считал, что для убедительности надо пока
зать личные, честные устремления эсеров, пресловутую «частную правду» (иначе бу
дет непонятно, почему же за ним пошли бакинские рабочие,—неправда ли, тов. Ер
молинский?), а потом своим отношением
вскрыть всю контрреволюционную СУЩНОСТЬ эсеров вообще, изображаемого в частности. Однако сегодня вряд ли среди нас найдется человек, который станет отрицать вред
ность установки, предоставляющей, хотя бы на время, советскую сценическую площад
ку, в данном случае экран как трибуну для классового врага. Но и 1 1/2—2 года назад, проработав внимательно имеющиеся по бакинской коммуне материалы, я не нашел доброго слова для всей этой эсеро-меньше
вистской слякоти. Ведь они не были даже минимально талантливы, все эти Айолло- Валунцы, Сако-Саакяны и т. д. Почитайте их пышные бездарные адвокатские фразы,
в ник нет ни грамма убедительности. Их в порошок стирали блестящие, остро отточенные реплики Степана Шаумяна, но они, эти ядовитые пустоцветы, были несмет
но богаты, у них были золотые россыпи объективных условий. Они бойко торговали пухнувшими от голода ребятишками, голосом пушек германо-турецкого империализма, страшного вестника национальной резни. Только на этой основе они получили большинство. Это и есть та беспощадная прав