циям производства. Работа сценариста требует не только особых способностей, но и больших знаний, опыта, благоприятной об
становки. Выращивать кадры сценаристов — значит тщательно выискивать людей с со
ответствующими дарованиями, выискивать по одному из множества, а не фабриковать пачками, дорожить каждым найденным че
ловеком, а не забывать его, когда выполнен договор, и не бросаться им, если очередная работа оказалась неудачной, теснее связывать сценариста с производственным про
цессом, идущим на фабрике, чтобы он глубже уходил в самое существо кинемато
графического творчества, чтобы он понимал режиссерскую работу, актерское творчест
во, возможности, таящиеся в съемочном аппарате и во всей технике кинематографа. Выращивать сценариста — значит давать ему возможность наилучшим образом изучать жизнь, пополнять запас жизненных впечатлений, а не замыкать его в пределах кинематографической среды, поставить в та
кие материально-бытовые условия, которые бы стимулировали его труд, а главное дать ему моральное удовлетворение — дать ему возможность видеть бережное, внимательное и вдумчивое отношение к его творческим замыслам в процессе постановки картины.
К сожалению, всем этим, как правило, кинопроизводство не занималось. Тратя под
час солидные суммы на всякие сценарные
мастерские и курсы, готовя в них десятки людей, оно по существу мало ими интере
совалось и потому через фабрику, как через дырявое решето, проходили товарищи, которые могли бы стать талантливыми сценари
стами. Деньги тратились, курсы кончались, люди уходили в пространство и только самые рьяные из них пытались задержать
ся на кинопроизводстве, но и им внимания достаточно не уделялось.
Сценарные отделы фабрик никак или почти никак не руководили работой начи
нающих сценаристов. Выбор тематики, творческий путь того или иного сценари
ста был его личным делом. Не так давно еще фабрика легко открывала двери чуть ли не для всякого, желающего сделаться режиссером, и одновременно она замыкалась на все замки от сценаристов, желавших войти в фабричный штат. Считалось, что сценарист по природе своей должен быть «вольным стрелком». Позднее фабрики согласи
лись с тем, что и сценаристу не мешает быть в фабричном штате. Но тут случился «грех» — кинофабрикам стали лимитировать
их штаты и фонды заработной платы, тогда при всяком сокращении из штата творческих работников в первую очередь ис
ключался сценарист, как будто бы он был наименее нужной фигурой в творческом процессе. Нужно ли говорить о том, как «охра
нялись» творческие права сценариста? У
каждого киноработника в памяти огромное количество примеров невнимательного, не
чуткого, а то и прямо безобразного, беззаконного, произвольного отношения к сценаристу, к его творческому труду. Ведь были (и есть еще!) даже «теории», низводившие сценарий до положения сырья, с которым можно обращаться как угодно, отводившие сценаристу роль какого-то наркотика, возбуждающего творческую фантазию режиссера.
Естественно, что в таких условиях сценарные кадры не росли, а имеющиеся и насчитывающиеся буквально единицами сце
наристы стремились либо в драматургию, либо в ряды кинорежиссеров. Так кинема
тография ликвидировала целую профессию, а работу ее в порядке «рационализациипередала режиссерам. Теперь добрые 90 про
центов, если не больше, сценариев пишутся либо режиссерами, либо режиссерами сов
местно с литераторами. Но лучше от этого не стало и не станет, потому что, во-первых, крайне низко падает производительность их труда (вместо1 1/2—2 постановок в год режиссер-сценарист делает одну в 1 1/2—2 го
да), во-вторых, режиссер тратит весь свой запас творческой энергии по данной карти
не на сценарий и к режиссерской работе приходит в большой мере опустошенный. Самое же главное состоит в том, что ре
жиссер занимается несвойственной ему ра
ботой. Талант режиссера-постановщика и талант сценариста различны. Гениальный режиссер может быть посредственным сценаристом и гениальный сценарист может быть посредственным режиссером, как ге
ниальный актер может оказаться бездарным режиссером-постановщиком.
Режиссеры-сценаристы должны быть исключением. Как правило, сценарист должен быть отделен от режиссера, на каждую из профессий нужно дать по человеку, а не по половинке.
В ряды сценаристов надо двинуть талантливых людей, окружить их всяческими заботами. Сценариста нужно сделать глав
ной фигурой производства. Именно так и только так будет решена проблема качества фильмы.