основе показа этих конкретных этапов, то в «Иване» мы имеем основной акцент на перспективах развития сегодняшнего этапа нашей революции. «Иван» стремится дать художественное раскрытие того, куда идет объективно исторический процесс развития пролетарской революции; он стремится, син
тезируя основные элементы нашего сегод
няшнего дня, дать реальную перспективу, реальный образ будущего нашей социалистической стройки.
Ставя во главу угла не судьбу героя с его самодовлеющей драматургической ситуацией, а события в целом, определенный и кон
кретно исторический этап социалистической стройки, этап всемирно-исторического зна
чения, данный в перспективном плане (вторая пятилетка), давая судьбу «Ивана» лишь как «составную часть большой биографии», Довженко совершенно закономерно обра
щается к эпическому жанру. Этот жанр в большей мере, чем какой-либо другой, позволяет ему дать наиболее полное развертывание того большого исторического «фона», о котором говорил Довженко, позво
ляет ввести целый ряд новых окружающих Ивана лиц, вещей, пейзаж, которые должны раскрыть содержание этого «большого фона». Этот фон отнюдь не пассивен в картине, наоборот, он является самым активным действующим лицом фильмы и поэтому вносит то «своеобразие в драматическое построение картины», на которое ука
зывал Довженко. Предоставив этому фону существенную часть в реализации идейно
творческого замысла картины, Довженко неизбежно должен был разгрузить линию
Ивана. Отсюда та фабульная простота, к которой стремился Довженко, отсутствие внешней сложной конфликтности в линии Ивана — она разгружается за счет углубле
ния внутреннего идейного конфликта, кото
рый реализуется в картине через систему поведения действующих лиц в целом, че
рез показ отношений людей и вещей. Этот глубокий идейный конфликт заложен вну
три художественного произведения и его не несет в себе обязательно в полной ме
ре какое-либо одно действующее лицо. Но почти каждый из героев, участвуя в реализации этого общего конфликта, не ли
шен в то же время и своей собственной личной конфликтности: конфликт Ивана при овладении техническим процессом; кон
фликт между его товарищем по стройке и отцом-прогульщиком, конфликт матери убитого ударника с техникой и т. д.
Каждый из этих людей несет в себе свою маленькую драму, но ни одна из них не является решающей и ведущей в про
изведении Довженко, хотя все они связаны с общим конфликтом и разрешаются в зависимости от разрешения этого последнего.
Что же представляет собой основной идейный конфликт, этот основной двигатель, который дает жизнь картине и оп
ределяет судьбу ее отдельных героев? Этот основной конфликт есть, по нашему мнению, конфликт между «здоровым и мощным телом
социалистической стройки» и «родимыми пятнами капитализма».
И так как силой довженковского таланта в этих «родимых пятнах» сконденсиро
вано и отражено философское содержание последней стадии капиталистического об
щества, этот основной конфликт перерастает в конфликт двух фи
лософий, двух противостоящих друг другу общественных си стем: системы победоносно строящегося социализма и загнивающей, идущей вспять си
стемы капиталистического общества. Этот
конфликт социалистической стройки с «родимыми пятнами капитализма» превращается в эпопею о победоносном социалистическом строительстве, которое уже самым фактом своего существования, своего успеш
ного продвижения вперед несет с собой гибель буржуазии и красноречи
вее всего говорит об исторической обреченности класса капиталистов.
На фоне этого конфликта, имеющего всемирноисторическое значение, перед нами раскрывается судьба «селюка Ивана», представляющего собой собирательный тип,
обобщающий в себе исторический путь основных масс трудового крестьянства в пролетарской революции.
Творческий замысел художника, определивший выбор жанра, определил, конечно, тем самым как общий ход развертывания действия, так и композицию картины в целом, характеристику действующих лиц, ме
тод актерской игры, композицию кадра и самый ритм фильмы, ее монтаж и роль в нем слова, звука, музыки.

В картине господствует ясный и торже

ственно спокойный эпический стиль Это