пая. Трогательно выраженіе блаженства и грусти на ея лицѣ. Она не можетъ видѣть серебристаго свѣта, но великое искусство генія ткетъ изъ синеватыхъ гармоническихъ лучей очаровательную картину дрем
лющей въ полночь, залитой луннымъ свѣтомъ природы. Витающіе вверху геніи снимаютъ символически покрывало съ головы дѣвушки, чтобы открыть передъ ея духовными очами тайны гармоническаго искусства.
„Очень удачно переданы въ третьей картинѣ веселые тона третьей части сонаты—alegretto въ характерѣ scerzo, — олицетворенные цѣлой толпой купидоновъ, рѣзво гоняющихся другъ за другомъ въ брызгахъ водопада и игриво кувыркающихся въ пѣнящейся водѣ, которая течетъ блестящимъ голубымъ водопадомъ по лугу, усѣянному цвѣтами. Розовые облачка скользятъ по свѣтло-сѣрому вечернему небу. Закатывающееся солнце цѣлуетъ русыя головки купидоновъ.
„Совсѣмъ другую гармонію красокъ мы видимъ на средней, болѣе крупной картинѣ: Presto agitato, которую мы можемъ назвать: „стрем
леніе въ высь“. Здѣсь изображена дикая страсть наряду съ идеальнымъ паѳосомъ, представленъ вѣчный разладъ между духомъ и тѣломъ человѣка, съ его вѣчнымъ стремленіемъ къ божественно чистому посредствомъ святаго искусства. Обѣ идеи олицетворены Боденмюллеромъ са
мымъ убѣдительнымъ образомъ. На смерчѣ, который пѣнясь и крутясподымается изъ темно-голубаго моря къ разрѣзанному молніями небу,
морской кентавръ сражается съ отвратительнымъ чудовищемъ въ видѣ аллигатора — символомъ разрушающей силы. Борящихся окружаютъ фантастическимъ кругомъ обнаженныя женскія фигуры, олицетворяющія
изящныя искусства. Сверху устремляется къ водѣ, какъ молнія, ангелъ съ черными крыльями. Его правая рука, какъ и выраженіе его лица,
пророчески указываютъ борющемуся съ разрушительными силами мужу и геніямъ искусства недостижимый идеалъ: постиженіе высшаго, сущность вѣчнаго“.


Отто ФАБЕРЪ ДЮ ФОРЪ.




36. Генералъ Коленкуръ въ битвѣ подъ Бородинымъ 1812 г.


„Изъ всѣхъ моихъ сраженій“, говорилъ Наполеонъ, „самое ужасное то, которое я далъ подъ Москвою. Французы въ немъ показали себя достойными одержать побѣду, а Русскіе стяжали право быть непобѣдимыми“. И можетъ быть во всей исторіи не найдется сраженія грандіоз
нѣе знаменитой битвы 26 августа 1812 г. подъ Бородинымъ, этой „битвы генераловъ“, какъ ее назвалъ тотъ-же Наполеонъ, имѣя въ виду большое количество павшихъ на полѣ высшихъ военныхъ чиновъ.
Между многочисленными интереснѣйшими эпизодами этого сраженія обращаетъ на себя между прочимъ вниманіе ожесточенная атака корпуснаго командира французской арміи Коленкура на баттарею генерала Раевскаго.
Богдановичъ въ своей извѣстной „Исторіи Отечественной войны 1812 г.“ говоритъ: „Въ 2 часа пополудни Коленкуръ повелъ въ атаку дивизію Ватье, между тѣмъ какъ продолжалась усиленная канонада, что