ство съ А. А. Тучковымъ вступила 25-ти лѣтъ. Во время войны съ Швеціей сопровождала своего мужа въ походъ, подвергаясь жестокимъ лишеніямъ. Не разъ во время этой войны приходилось ей переодѣваться деньщикомъ, скрывать подъ фуражкою свою бѣлокурую косу и провожать мужа верхомъ. Ея живость, веселость и въ особенности вѣчно-дѣятель
ная доброта привлекала къ ней всѣхъ. Помогать нищетѣ и горю было потребностію ея природы. За больными, ранеными, и голодающими, какъ нашими, такъ и шведами, она ухаживала съ заботливостію сестры милосердія.
Въ 1812 году, имѣя на рукахъ груднаго младенца — сына, Маргарита Михайловна проводила мужа до места его назначенія, въ г. Смо
ленскъ, и вернулась на время войны къ своимъ роднымъ, въ г. Кинешму, куда 1 сентября, въ день ея ангела, привезъ ей братъ горестную вѣсть о томъ, что ея мужъ убитъ въ Бородинскомъ сраженіи.
Мѣсто, гдѣ былъ убитъ А. А. Тучковъ, было приблизительно извѣстно. Не найдя его трупа, Маргарита Михайловна задумала посвя
тить это мѣсто молитвѣ и построила тамъ церковь. Черезъ нѣкоторое время постигъ ее новый жестокій ударъ: она лишилась своего единственнаго пятнадцатилѣтняго сына.
Похоронивъ его въ новопостроенной церкви, она окончательно поселилась близъ нея, а затѣмъ учредила при этой церкви общину. Черезъ три года М. М. приняла изъ рукъ митрополита Филарета постри
женіе. Въ 1838 г. община была переименована въ монастырь; Тучкова,
подъ именемъ Маріи, была первой игуменьею этого монастыря, а въ 1852 г. и сама нашла тамъ вѣчное успокоеніе.


Фердинандъ ВАГНЕРЪ. 38. Эскизъ плафона.


Плафонъ исполненъ художникомъ въ 1894—96 гг. для г. В. Штибера въ гор. Ратиборѣ.
Тема плафона, разработанная въ 33 отдѣльныхъ изображеніяхъ: „торжество красоты“. Чтобы исчерпать свою мысль, художникъ привлекъ въ рамки плафона почти всю миѳологію.
I. Средняя картина (имѣющаяся на выставкѣ въ видѣ отдѣльнаго эскиза) изображаетъ Венеру, стоящую подъ величественною тріумфальною аркою. Богиню раздѣваютъ Граціи, чѣмъ должно быть выражено, что нагота (какъ въ искусствѣ, такъ и въ жизни) никогда не бываетъ низменною, если только она красива и граціозна. Къ идеалу женской кра
соты обращаются боги и люди и поклоняются ему. Вверху — Олимпъ, внизу — искусства: налѣво архитектура, изучающая симметрію; музыка (гармонія); колѣнопреклоненная пластика; направо 2 художника: Рафаэль и Тиціанъ. Надъ художниками — вдохновенный поэтъ возносится въ высь. Два верхніе амурчика изображаютъ земную славу, нижніе — посмертную славу.