В номере: В. ШКЛОВСКИИ - статья- ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА Вторник, 23 сентября 1926 года.
,Либретто и материал
5K
Москва, Страстная пл., 4-2, тел. 4-50-49 УСЛОВИя пОДПИСКИ: Газета «КИНО» на 1 г.-2 р. 50 к., на 1 г. 7 р., на полуг. на 6 мес.- 1 р. 25 к., на 1 мес.-20 к. «Советский Экран»:
РЕДАКЦИЯ: Москва, Страста, пл., 2/42 геләфон 1-78-31 . СЕКРЕТАРЬ принимает эжедневно от 2 до 4. РЕДАКЦИЯ не имеет возможности входить в пе гоговоры по поводу непринятых рукописей. рукопись может быть возвращена лишь в том случае, если к ней прилагается вонверт с обрат ным адресом и наклеенными почтовыми марками . ПРОСЬБА писать четко на одной стороне хиста. № 39 (159)
3 р. 25 к. полугодие--3 р. 75 к., 1 мес.--60 к. Газета «КИНО» с журн, «Советский Экран»: на 1 г.-9 р., I полуг.-4 р. 25 к., на полуг, -4р, 75к., на 1 м.-80 к. ТАРИФ НА ОБ ЯВЛЕНИЯ: в газете «КИНО» позади тек- тексте - 2 р за строку нонпарели; сверх гарифа госналог 15 процентов. ПРИЕМ ОБ ЯВЛЕНИИ за границей: Е, И. Муравкин, Берлив, Надеждинская, д. 1, кв. 57, ЧЕТВЕРТЫИ ГОД ИЗДАНИЯ H. W. 6, Marienstr. 30. ПЕНИНГРАДСКОЕ отделение: телефон 582-26 .
ДЕЙСТВИИ
ПАФОС В Просмотр «Шестой части ми- ра» прерывался все время ап- лодисментами. Дело не в том, что зрителям были показаны на экране они же, смотрящие кар- тину, и не в тонком расчете эф- фектных тройных и четверных экспозиций. Конечно, и в этом тоже. Но основное --- это то гро- мадное напряжение, почти вол- нение, с каким смотрелась карти- на. А аплодисменты - это от случая к случаю, как разряды молний в грозу. Напряжение до известного мо- мента наростало. Так бывает, ко- гда разворачивается действие, заставляющее волноваться за судьбу героев. Напряжение, во всяком случае, росло три части. И в то же время в «Шестой ча- сти мира» нет никакого сюжета. Рассказать «Шестую часть мира» нельзя. Так, как нельзя «расска- зать», например, «патетическую симфонию». Кино сравнивали с литерату- рой и живописью, и спорили, что ближе к экрану. «Шестая часть мира» - первая картина, после является мысль об ином, кроме сюжетно- сти и живописности или графич- ности кадрог. О композиции, о монтаже, пе- рестающем играть служебную роль, о кадрах, «мысль» которых отходит куда-то в сторону и остается темп, фактура и компо- зиция, И все вместе, кажется, является для Вертова тем, чем звук для композитора. Вот откуда волнение, вызы- ваемое картиной. Рассказать нельзя, сюжета нет, наростания действия тоже, а наростание вол нения есть. Как в музыке. Вот откуда и патетичность. Вертов ведет «мелодию», воз- вращаясь к ней (почему и ка- жутся оправданными неоправды- ваемые «сюжетом» повторения), играя диссонансами, пользуясь
Наши фильмы в Европе В нескольких векжих кине- матографах демонстрировалась советская картина «9-е января» (в Австрии она называлась «Кро- вавое воскресенье»). Фильма произвела огромное впечагление. Печать подчерки- вает большие достижения совет- ской кинематографии, особенно в отношении постановок массо- вых сцен. В Венгрию проданы: «Мел- вежья свадьба», «Аэлита», «Кол- лежский регистратор», «Песнь на камне». «Еврейское счастье» и «Аб- рек Заур» разрешены латвийской цензурой. Парижский кино - театр «Vieux Colomhier» открываеr ce- зон лекцией И. Эренбурга о со- ветском кино с иллюстрацией отрывков последних работ Эй- зенштейна, Пудовкина, Кулешо- ва, Роома, Рэксов и др Фабрика фактов В Совкино обсуждается вопрог об организации фабрики неигро- вой фильмы, на которой предпо- лагается концентрировать все производство хроникальных, на- учных и мультипликационных фильм. При фабрике должны быть организованы лаборато- рия, монтажная, мультиплика- ционный кабинет и т. д.
МОНО сдает в аренду 20 кине- матографов разным организациям и частным лицам, получая за все сдаваемые 20 театров всего 3.698 рублей в месяц. Большая часть арендаторов этих театров заинтересована в их эксплоатации с целью получения прибыли и со- вершенно не направляет средств на укрепление и развитие кине- матографического дела. В виду этого МОНО возбудил ходатайство не возобновлять дого- воров на эксплоатацию кино- театров с прежними организация- ми и лицами по мере истечения сроков действующих договоров, а включить эти театры в производ- ственную программу управления московскими зрелищными пред- ппиятиями для непосредственной ілоатации. убоно высказался за удовле- творение этого ходатайства МОНО и представил свое заключение на рассмотрение президиума Москов- ского Совета. Что же касается нашей газеты, то мы высказываемся за передачу этих театров Совкино. Социальный состав принятых в московский ГТК в этом году значительно улучшится по срав- нению с прошлыми годами. Рабо- чих и крестьян принято 48% 52 % прочего состава. Партийно- комсомольский состав принятых равняется 35 % обшего состава. ВУФКУ приступает к поста- новке научных фильм. Общее руководство поручается проф. А. 0. Геймановичу. В первую очередь намечены к постановке 5-6 лент из «Жизненные процессы». С емки будут производиться в Харькове и Одессе, с использованием всех научно-лабораторных учреждений. -
E. Свилова-ассистент Дзиги Вертова. мира»). («Шестая часть
экзотикой полярных снегов и раскаленных песков, почти как внесмысловым, почти как компо- зитор фактурой звука. «Хроникальности» нет. Хрони- ка, частный случай развивается до бесконечности, обобщается. Хроника -- это протокол. Вертов сумел, не вызывая сомнения в кадрах, в подлинности «хрони- ки», сделать из нее героическую поэму. И от того мелкие факты кажутся событиями, не настоя- щими, сказочными, но все же подлинными. Картина Вертова демагогична.
Она пользуется фактами, но они превращаются у него в «звуча- щие» единицы, из которых он строит истинно революционную и истинно патетическую поэму. Его картина--пафос в дей- ствии. О фактах забываешь и голо- суешь за Вертова, за лозунги его фильмы, не после трезвых, цифровых выкладок Госторга, а взволнованный его патетической симфонией, монтажем мастерства и лирикой протокол . Найти пафос фактов -- вели- кая победа. И. УРАЗОВ.
Начало работ В ближайшие дни московская об единенная фабрика Совкино, в которую вошли все московские кино-фабрики (кроме ателье Госвоенкино и Межрабпом-Русь), пускается в ход. Первый рабо- той фабрики будет «Рассказ простой вещи», по повести Лав- ренева. Режиссер -- Касьянов.
ЦБ фото-кино-секции разраба- тывает нормы выработки, нормы отдельных расценок, материалы О фото-репортерах о продолжительности рабочего дня и тариф фото-репортеров. _ _
серииесятилетиютя 14 сентября при Агитпропе ЦК ВКП(б) состоялось совеща- ние специально созданной под- комиссии агитзрелищной ко- миссии ЦК по вопрэсу о филь- мах к десятилетней годовщине Октябрьской революции. Цен тральной работой признано из- готовление трех фильм: одной большой хроникальной фильмы и двух художественных. Первая-хроникальная филь- Данге Вертову, должна отразить, главным об- разом, грандиозное хозяйственное строительство эпохи строяще- гося социализма, роль и влияние революции на жизнь нацмень- шинств и отражение Октября в междунарэдной жизни. Вторая-художественная кар- тина будет поручена С. М. Эй- зенштейну и будет посвящена непосредственно дням Октябрь- ского переворота 1917 года в Ленинграде, Москве и несколь- ных крупнейших городах. В основу ее будет положено про- изведение Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир». Третья-художественная филь- ма «Е боях за Октябрь» будет ставиться Госвоенкино и будет посвящена Красной гвардин, строительству Красной армии и эпохе гражданской войны. Предполагается, кроме того, поручить одну художественную фильму Межрабпому на тему «Октябрь в Москве», более эпи- зодического характера,, и одну -фабрике бывшей Ленинград- кино, ныне Совкино в Ленингра- де. Возможно, что для послед- ней постановки будет использэ- вана тема «Два броневика». Что касается постановки фильм, отражающих переворот, совершэнный революцией в жиз- ни нацменьшинств, то постанов- ка лент на эти темы предоста- влена кино-организациям соот- ветственных республик. По му поводу рассылаются соот- ветственные директивы по нац- республикам, причем контроль и наблюдение за выполнением по- становки таких фильм поручает- ся агитпропам партии соответ- ственных республик. Принято также постановление о том, что в план таких наци ональных фильм к 10-летию ре- волюции включается намеченная
уже к совместной постановке ку и Совкино фильма «26» об убийстве 26 бакинских комис- саров. Предполагается, что зз- канчивающаяся ныне картина «Генеральная линия» может явиться вполне осуществляющейПо задание по созданию специаль- ной крестьянской фильмы к 10-летию. Вопрос о крестьянской фильме - 10-летию и возмож- ных других постановках в этом плане будет еще обсуждаться. В смысле использования уже ставящихся или заканчиваю- щихся картин к задачам юбилея учтена также заканчивающаяся Ленинград-кино фильма «Побе- дители ночи», основанная на стройке Волховстроя и исполь-В зовании сюжета и идей, полу- чивших свое выявление в прэиз- ведении Гладкова «Цемент». Кроме того, согласован с Сов- это-кино вопрос о выпуске за не- которое время непосредственно перед днями юбилея ряда не- больших исторических примерно, размера Совкинэ- журнала, которые представят на- иболее яркие эпизоды, характе- ризующие как предреволюцион- ные события, явившиеся подго- товкой к Октябрю, так и глав- нейшие этапы событий всего прошедшего десятилетия.
Стоимость фильм Любопытно отметить, что са- мая дорогая картина РСФСР «Броненосец Потемкин» стоила всего 200.000 руб. сведениям киевского тор- гово-промышленного бюллетеня, «Тарас Шевченко» стоил 375 ты- сяч рублей. По сведениям того же бюллетеня, средняя стоимость картин ВУФКУ 250.000 руб.
Интересна история запрещения «Потемкина» в Голландии. Он уже должен был итти в двух лучших театрах, когда власти вспомнили, , что в те же дни прибывает «с ви- зитом» английская военная эскад- ра и три тысячи моряков полу- чат возможность обойти запре- щение «Потемкина» на своей родине. Неприятный сюрприз для английского командования… Тогда голландские власти по- просту «нажали» на владельцев кино, которые и вынуждены были отложить постановку.
,Совкино-журнал связи с недостатком пл ки «Совкино-журнал» будет вы- ходить только 2 раза в месяц, вместо прежних четырех раз
,Испанская танцов- щица
хроник,Совкино в ближайшее время выпускает в прокат картину фирмы «Парамоунт» - «Испаа- ская танцовшица». Режиссер Герберт Бренон. В гдавных ро- лях: Пола Негри, Антонно Мо- рено, Адольф Менжу и Уолесе Бири. Фильма пойдет в 1-м Сов- кино.
Запрещение «Потемкина» во Франции ставят в связь с пред- стоящим судебным процессом воен- ных моряков судна «Метц» по обвинению в бунте…