БАУХАУЗ

к
выставке
в Москве
Материалы организуемой ВОКСом выставки представляют собою работы германской школы Баухауз (строительный дом) в Дессау, руководимой архитек
тором Ганес Майером с 1928 г. до разгрома Баухауз. Помимо произведений, выполненных студенчеством,
на выставке имеется ряд персональных работ Ганес Майера, выполненных при участии студенчества. Выставка Баухауз представляет для нас чрезвычай
ный интерес. Она является отчетом о последнем периоде развития Баухауза, с одной стороны, и, с другой, — отражает движущие тенденции и противо
речия искусства капиталистической Германии вплоть до зарождения в его недрах элементов пролетарского искусства, встающих в непримиримое проти
воречие с господствующей буржуазной идеологией. Если грубо, схематично просмотреть процесс раз
вития буржуазного искусства последних десятилетий,
то в основном мы увидим процесс выхолащивания идейного содержания искусства, который приводит к фетишизации отвлеченных форм, к «вещизму», техницизму и к отрицанию искусства.
Так например, в живописи процесс выхолащивания идейности, сюжетности, изображение реального
мира шел через распад, крайнюю диференциацию живописи на составные элементы формы и материила, культивировавшиеся отдельными течениями; футуризм — выражение динамики, кубизм — структурность предметов, супрематизм — абстрагирован
ное сочетание цветовых пятен, конструктивизм— выявление фактуры естественных материалов, выход за пределы картинной плоскости и переход к конструированию.
Замена живописи производством вещей, замена искусства индустриальной техникой —вот логический итог, тупик, в который зашло искусство пе
риода разложения капитализма. Иначе и быть не могло — капитализм развивается, следовательно его идеологическая надстройка — искусство без перспектив.
Из этого тупика нет выхода в пределах буржуазного искусства, и для того, чтобы создать иллюзию этого выхода, остается или отрицать, искусство, или заняться реставрированием старых буржуазных стилей, подновленных моментами конструктивизма (нео
классицизм, невещественность в живописи). Подлинно революционного художника ни тот ни другой выход удовлетворить не может.
Баухауз отразил в себе эти основные тенденции развития искусства последних десятилетий.
Для первого периода в развитии Баухауз в бытность его в Веймаре характерно доминирование в нем работников кисти — станковистов в искусстве. От станка художники приходят к «вещи», в которой видят синтез искусств, и поскольку они рассматривают каждое из искусств как чистую форму (жи
Агитпроп-тележка на противовоенной демонстрации 1930 г. Коллективная работа ячейки коммунистической партии Баухауз, Дессау
Обложка журнала женщин-работниц