вопись — цвет, плоскость, скульптура — объем, архитектура— пространство), постольку самый синтез живописи, скульптуры, архитектуры в вещи явился формально отвлеченным.
Во втором периоде развития Баухауз в Дессау доминирует законченный формалистический вещизм; здесь вместо картин — окраска стен, фотомонтаж и полиграфия, вместо скульптуры — производство мебели из дерева и металла. На первое место вы
двигается архитектура. В этой области Баухауз порывает с прошлой архитектурой украшенческой, подражательной, реставрирующей древние стили,— он идет по пути создания новой архитектуры. Как в производстве вещей, так и в архитектуре в Баухаузе были два направления мысли и методов работы.
Формалистический конструктивизм, который главенствует при арх. Вальтер Гропиусе во второй период Баухауза, в третий период, при Ганес Майере, уступает место функционализму и инженеризму.
Школа Вальтер Гропиуса эстетизирует технику, школа Ганес Майера обнажает ее, отвергая всякое эстетство.
Первая — стремится к созданию новых форм в архитектуре и вещи на основе новых технических средств и материалов, к их формальной выразительности в простейших геометрических объемах; вто
рая — отбрасывает формальные проблемы, добиваясь решения, отвечающего прямым функциям вещи в ее конструктивной целесообразности.
Школа Вальтер Гропиуса несет на себе влияние кубо-супрематизма, формализма в искусстве, школа Ганес Майера заменяет искусство наукой и техникой.
Сравните эстетные жилые дома Тбртена, особняки и здание Баухауза в Дессау (произведения Валь
тер Гропиуса) с произведениями Ганес Майера—
жилыми домами в Тӧртене и школой в Бернау, где все продиктовано лишь последовательным функ
ционализмом. Материал, объемы и членения вызваны не эстетическими соображениями, а продиктованы прямым функциональным назначением и ра
циональностью конструкций. Разница этих двух школ так же разительно выступает и в других областях. Так, текстиль, мебель школы Гропиуса проникнуты исканием в цвете, в фактуре, в форме конструктивного остроумия изощренной выразительности без украшенчества, рассчитанной на эстети
ческие воздействия. Текстиль и мебель Ганес Майера определены лишь функциональной и техни
ческой значимостью. Чашке — произведению школы Гропиуса, где стекло стакана охвачено металличе
ским поясом, связанным с деревянной ручкой, где все внимание ушло, на остроумное конструирование и выявление фактурных свойств разнородных материалов— стекла, дерева металла и их формальной выразительности, — Ганес Майер противопо
ставляет простую стандартную стеклянную чашку, отвечающую своему прямому назначению.
Школа Гропиуса выпускала эстетизированную (без прикладничества) формально утонченную продукцию, представлявшую скорее предметы роскоши, находя спрос у меценатов, музеев и эстетствующих буржуа. Школа Ганес Майера стремилась создать продук
цию, максимально экономичную и целесообразную для широкого потребителя, в том числе включая и рабочую массу.
Этот социальный момент получил свое наибольшее развитие не в архитектуре и не в производстве вещи, а в наполнении боевым пролетарским содер
жанием тех форм художественно-идеологической пропаганды, которые наиболее массовы и подвиж
ны — плакат, фотомонтаж, оформление журналов, книг и брошюр.
В этой области мы видим уже поворот от формализма, техницизма и отрицания искусства к искусству, пролетарскому по содержанию.
Этот поворот не охватил еще область фрески, монументальной скульптуры, оформления массовых празднеств и демонстраций и не затронул архитек
туры. В условиях капитализма это. частью крайне затруднительно (фреска, монументальная скульптура) и даже совершенно невозможно (архитектура).
Этот новый поворот Баухауза к искусству, наполненному агитационным содержанием, вызван обострением классовой борьбы в Германии и развертыванием коммунистического движения в самом Бау
хаузе. Студенчество Баухауза интернационально по своему составу. Здесь—немцы, швейцарцы, венгерцы, поляки и т. д. Этот состав представляет собой в основном мелкобуржуазную, техническую интелли
Читальный зал в школе профсоюзов в Бернау Ганес Майер. 1929/30
Школа профсоюзов в Бернау, Берлин Ганес Майер. 1929/30