солнечного облучения, функциональной расстановки мебели и т. д. и т. п.
Здесь отметаются всякие каноны, предвзятые схемы и формы, каждая деталь доводится до сознания и разрешается с помощью последних данных науки и техники.
Второе — это рационализация как в области проектирования, так и в области производства. При этом рационализацией здесь проникнуто все вплоть до стандартизации и типизации самих чертежей.
II третье — это система архитектурного образования. Студенты Баухауза всех курсов вместе с про
фессором берутся за проектирование и постройку здания. Работая над реальным проектом и над вы
полнением его в натуре, студент сочетает свою учобу с производственной работой во всех стадиях созидания сооружения, причем младшие учатся у старших, последние, учась у профессора, одновременно помогают ему в обучении младших.
Такая коллективная работа и учоба по вертикали на основе реального задания и производств, охва
тывая одновременно все курсы, безусловно дает положительный результат.
В капиталистических условиях эта система если не совершенно неосуществима, то чрезвычайно затруднена. В наших советских условиях она вполне осу
ществима и необходима. Нужно использовать этот опыт Баухауза в наших строительных втузах. В условиях краткой статьи невозможно указать на це
лый ряд других ценных для нас моментов в школе Ганес Майера, но отметим, что наряду со всеми положительными сторонами ее теории метода и системы работ есть и моменты отрицательные, которые необходимо преодолеть. К этим моментам относится отсутствие учета социально-идеологиче
ского содержания архитектуры, выбрасывание из архитектуры моментов искусства, механистичности метода, сведение роли и задач архитектурного со
оружения к обслуживанию простейших функций. Это является тормозом для развития подлинно проле
тарской архитектуры, строящейся на выдвижении классового содержания архитектуры и на охвате всех ее сторон, в том числе художественной.
В пролетарской архитектуре техника и искусство должны выступать в диалектическом единстве. Бу
дем надеяться, что в условиях СССР эти моменты Ганес Майером и его группой будут преодолены.
Наконец, чрезвычайно ценно для нас то, что Ганес Майер и его товарищи пришли в СССР не просто как специалисты, а как люди, сознающие невозможность подлинного развития науки и техники в ка
питалистических условиях, сознательно отдающие свой труд делу рабочего класса. Ганес Майер и его товарищи встали в шеренгу пролетарских специа
листов, встали в ряды рабочего класса СССР — этой ударной бригады мирового пролетариата по строительству социализма во всем мире.

А. МОРДВИНОВ

Обложка
Гебхарт. 1930
Чайный столик „Саночки Баухауз, Дессау. 1926
Фотопластика
Раб. Мохоли-Наги, Баухауз, Дессау
1926