основы программы

ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ

обследований

Социалистические города должны быть городами здоровья. Основными условиями здорового города являются большое количество зелени и чистого воздуха, чистая вода и достаточ
ное количество солнечного света. Для выполнения этих условий необходим учет целого ряда основных гидрометеорологических факторов. Это большое оздоровляющее значение климатических моментов общеизвестно и, казалось бы, вполне, понятно, но соблюдение их во всей полноте не всегда происходило при городском строительстве. И если несоблюдение их в капиталистическом хозяйстве объясняется, с одной стороны, стихий
ностью и бесплановостью роста промышленных городов, а с другой,— малой заинтересованностью в здоровья всей массы
городского пролетариата, то недостаточное внимание к этим основам здорового города (солнце и воздух) в социалистическом хозяйстве не имело бы никакого оправдания, так как налицо и плановость строительства и полное внимание к оздоровлению быта трудящихся.
Стихийный, бесплановый рост промышленных городов (особенно прошлого столетия) дает яркий пример несоблюдения этих здо
ровых условий жизни; многоэтажность и густота застройки, хаотическое и близкое расположение фабрик и заводов от жи
лых построек, почти полное отсутствие зелени, недостаток солнечного света и в результате чудовищное загрязнение атмосферы города дымом, пылью и газовыми отбросами промышлен
ности и транспорта—все это делает климат городов настолько вредным для организма человека, да и для самих построек, что в результате коэфициент заболеваемости и смертности, особенно детской, необычайно высок,
«В больших городах люди задыхаются, по выражению Энгельса, в своем собственном навозе» (Ленин).
Планировка новых и реконструкция, старых городов должны быть Произведены на твердой научной базе по всем линиям соцстроительства и в первую очередь по линии учета клима
тических (гидрометеорологических) факторов как одних из главных моментов, обусловливающих здоровый быт трудящихся. При планировании соцреконструкций населенных пунктов на следующие моменты гидрометеорологического порядка (а также и некоторые другие, имеющие к ним непосредственное отношение) должно быть обращено особое внимание:
A. Рельеф и почва.
Б. Гидрологические факторы (надземные и подземные
воды).
B. Метеорологические факторы.
Г. Инсоляция и гелиотермический момент. Д. Зеленые насаждения.

А. РЕЛЬЕФ И ПОЧВА

Известно, что рельеф окрестностей (близость гор, пустынь степей и т. д.) оказывает большое влияние на климат данного места.
В одном, случае горы могут например загораживать от холодных или сырых ветров (южный берег Крыма), в другом, наобо
рот—от теплых или даже жарких. Ветры, дующие из пустынь или степей, могут также сильно влият на климат планируемого района, например горячие с тучами песка ветры, дующие из пустынь, или целебные ветры из зеленых степей. Да и самый рельеф места, выбранного для планирования населенного пунк
та, имеет также очень большое значение, обусловливая собой его микроклимат.
Например от рельефа местности зависит направление ветров вблизи земной поверхности. От рельефа же зависит и количество тепла, получаемого почвой от солнечных лучей (раз
личная крутизна и ориентировка по странам света склонов ее
поверхности).
Состав и физическое строение почв, находясь в взаимодействии с гидрометеорологическими факторами, сильно влияют на климатические и микроклиматические особенности данного района, (например запыленность и влажность воздуха, поверхностная температура, глубина промерзания почвы и др.).
Такую же тесную связь с рельефом и свойством почв данной местности имеют высота уровня грунтовых вод, их распреде
ление и режим. Поэтому при учете гидрометеорологических факторов в целях планировки необходимо иметь точное пред
ставление о рельефе данной местности и свойствах ее почвы.
Но здесь необходимо остановиться еще на одном моменте, мало учитываемом при планировке. Это то, что свойства почвы, глубина залегания материкового слоя имеют значение не толь
ко по линии воздуха, грунтовых вод и агрикультуры, но также и по линии микросейсмических свойств данной местности.
Следовательно по линии рельефа и почвы для планировки необходимы следующие сведения:
1) рельеф планируемой местности (геодезическая съемка.)
и географическая характеристика ее окрестностей,
2) состав и физические свойства почвы (размываемость
сыпучесть и т. д.) (геологическое обследование),
3) сейсмическая и микросейсмическая характеристика рай
она (микросейсмическое обследование).

Б. ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

По линии водной системы необходимо учитывать как надземные воды, так и подземные (грунтовые воды). Близость моря, озер, болот; расположение, направление течения и режим реч
ной водной системы; глубина залегания грунтовых вод, их мощность и режим—все это имеет большое значение как для климата и микроклимата планируемой местности, так и само по себе своим непосредственным влиянием на постройки города и организм человека и растений.
Основные требования о взаимном расположении жилых и производственных районов, т. е. чтобы последние находились ни
же по течение водной системы, хотя и ясны для всех, но не всегда выполнялись, особенно при стихийном, бесплановом росте городов.
Ярким примером несоблюдения этих условий могут служить промышленные города Англии Ваксфильд и Манчестер, кото
рые загрязняют воду рек (реки Ирвелль и Кальдер) отбросами своей промышленности настолько, что водой их, как чернилами, был написан акт об антисанитарном состоянии этих рек.
В Москве река Яуза, принимающая в себя выше черты города отбросы 139 текстильных фабрик подмосковного района может соперничать по своей загрязненности с английскими реками. То же самое можно сказать о реке Мойке в Ленинграде, где даже самый воздух по линии Мойки настолько загрязнен ее вредными испарениями, что жители улиц, выходящих на эту реку, не решаются открывать своих окон.
Соображения об учете режима водной системы (как надземной, так и подземной) при планировке конечно должны итти в стро
гой согласованности с соображениями о рельефе местности и свойствах ее почвы.
Основные требования санитарно-гигиенического порядка: «на

при

планировании

и

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ

реконструкции

населенных пунктов