сладкоречивого, поющего как виолончель балагура Бриана и типичного дельца, американизированного француза „бизнесмена Тардье.
Я случайно узнал о смерти Клемансо до того, как вышли газеты, и рассказал об этом одному французскому буржуа. Он выслушал и равнодушно сказал:
„что ж, лучше он, чем я.“ В этом была надгробная эпитафия, приговор, которым проводила в могилу буржуазная Франция своего верного слугу.
Характерно, что французы называют палату депутатов „гиньоль - театр марионеток.
Я видел несколько министерских кризисов. Внешне они ничем не отражались в жизни Парижа. Их можно было угадать только по ночным облавам, которые
устраивал парижский префект, очевидно как доказательство, что ничто не изме
нилось в стране и власть не дремлет. В палате депутатов меня все же поразили жизнеспособность и энергия государствен
ных деляг. Я присутствовал ночью на
парламентском бюджетном заседании и видел, как восемь раз брал слово для ответных реплик семидесятилетний Бриан. А 72-летний Пуанкаре до своей болезни провел восемь дней и ночей в парламенте, когда проводился бюджет.
Превосходный кино-режиссер Фейдер поставил фильм, который называется „Новые господа . Там он показал парламентскую игру, и я не видел ничего бо
лее убедительного, чем сцены голосования, которые Фейдер показывает несложным кинематографическим приемом, за
темнением то центра, то правой, которые наблюдают с министерских скамей „но
вые господа . Этот фильм пережил много злоключений, пока его увидели на экране.
Два Леона, Леон Блюм и Леон Додэ, обычные темы фельетонистов и репортеров парижских газет. Леон Блюм - государственный социалист, партийный чи
новник респектабельный деятель. Леон Додэ - темпераментный, по-революцион
ному активный роялист. Любопытно, что в области литературы и искусства Додэ идет против академиков. Ему например
принадлежит честь открытия Марселя Пруста.
Патриархальные нравы, респектабельность, деловая честность, которой хвасталась французская буржуазия, находятся под сомнением в связи с тем мо
ральным переломом, который испытало поколение, участвовавшее в войне. Для неуравновешенного послевоенного поколения буржуазии показателен ряд про
цессов, - убийство с корыстной целью и вообще бессмысленные убийства и про
цессы, которые вызывали необычайный интерес в населении. Любопытно, что и Мисторино, - делец и буржуа, совершив
ший убийство судебного пристава, чтобы похитить свои векселя, - и убийца Барато, „красавец Шарль , сын лиможского миллионера, были участниками войны и даже кавалерами военных орденов. Для помраченного рассудка этих людей убий
ства на войне были по существу таким же личным, своим делом, как престу
пления, которые они совершали ради устройства своих дел. В этих процессах сказалась классовая сущность французского суда. Барато и Мисторино избе
жали казни, но вот процесс неизвестного бродяги, убившего старуху из-за пяти франков. „Пять франков здесь, пять франков там, это что-нибудь да даст , как ответил он на вопрос судьи, который его допрашивал. Бродягу конечно гильо
тинировали. Получается так, что убийца, имеющий большие корыстные аппетиты, заслуживает снисхождения. Вообще правительство своевременно поставленным
процессом иногда отвлекает общественное мнение от политики. Но есть процессы, которые имеет смысл замолчать; например процесс Алмазиана, где вдруг откры
лись средневековые жестокие приемы, которыми пользуются для ведения следствия розыскные органы.
В парламенте Тардье откровенно сказал, что не время компрометировать по
лицию: она ведет важную и полезную работу.
Рабочие. Только слепые не видят наследственного революционного темперамента французских рабочих. Он ска
зывается Первого Мая, когда ни один из 20 000 парижских такси не появляется на улицах, когда окраины Парижа пре
вращаются в вооруженный лагерь. Но вместе с тем даже пролетарии втягиваются в мещанский быт, даже пролетарии не могут избежать бытового алкоголизма, который насаждают 22 000 парижских „бистро . В рабочих кварталах ма
ленькая уличка, насчитывающая тридцать домов, имеет не менее десяти кабачков, которые переполнены и утром, и в обе
денный перерыв и после конца работы. Впрочем есть возможность обратить их в род рабочих клубов, если бы этому не препятствовал буржуазный порядок. Двадцать минут отделяют центральные квар
талы от рабочих предместий, и Париж, единственный в мире город люкса - роскоши, меняет свое лицо и вы можете спутать кварталы у Лионского вокзала с берлинским Норден, лондонским Уайт- Чэпль и кварталом Бареос-Бахос в Мад
риде. Одинаковая мостовая и изъязвленные фасады домов, которые могут в любую минуту рухнуть и заживо похоро
нить целые семьи, как это было недавно в Марселе. А главное - лица, заострив
шиеся скулы, красные веки, нездоровая,
серая бледность, общее для обитателей рабочих предместий всего мира. Такие лица встречаешь в ночных автобусах, в ранних поездах метрополитена, такие лица у бездомных, спящих на лестницах, ведущих в жерла метрополитена.
Девушка в лифте восьмиэтажного дома банкирской конторы поднимает и опу
скает тысячи людей в день, в течение восьми часов она стоит в клетке лифта
Париж - центр. Гараж Ситроэн (новая
архитектура)
и делает методические, механическиедвижения, включая и выключая рубиль
ник. Она получает 450 франков в месяц
и половину из них платит за комнату. Иначе говоря, она обречена на проституцию. Сначала она будет тайной про
ституткой, потом ее поймают буры - полиция нравов - и, посадив в „салатную корзинку (фургон для облав), отвезут на полицейский пост. Поймав ее в третий раз, зарегистрируют, выдадут билет и прикрепят к кварталу. Она станет солдатом 60-тысячной армии парижских зарегистрированных проституток.
Иностранцы - активный элемент парижской жизни. Русские эмигранты стоят на третьем месте по численности после итальянцев и испанцев. Некоторые со
хранили еще политическую активность, -
это воинские союзы, союз галлиполийцев. Другие обслуживают французов, иностранцев и эмигрантов. „Утром я даю на чай моему парикмахеру, вечером - он мне , - говорит дама, которая служит консомматоршей в эмигрантском кабачке.
Для Франции самые ценные иностранцы - это американские покупатели, на которых строится некоторая часть бюджета. Но работать на иностранцев не легко, существуют заградительные пошлины, и это прежде всего ударило по неимеющей соперников парижской парфюмерии и парижским модам. Любо
пытно например, что длинные платья,
которые парижские модные дома ввели, чтобы помочь фабрикантам шелка, встре
тили серьезное сопротивление в Англии и Америке. Что это значит, можно судить из того, что на одну только пар
фюмерию Америка истратила в 1928 году 177 миллионов долларов. Автомобильные марки Ситроэн и Рено сокращают про
мышленность потому, что они не могут, даже при защитительных пошлинах, кон
курировать с Фордом и Шевроле-Дженерал-Моторс. Дорогие же марки не могут оправдать своего производства потому, что круги, которые их приобретают, недостаточно многочисленны. Растущая без
работица связана с капиталистической рационализацией, а легенда о процветании Франции связана с такой же легендой о процветании Америки. Американ
ский крах, черная неделя биржи Нью- Йорка остро почувствуется этим летом, когда Франция тщетно будет ожидать доходов от американского туризма.
Американский крах не есть следствие отрыва финансовых кругов от промыш
ленных, это есть естественное следствие
социального порядка, при котором десять тысяч двести человек имеют около семи миллиардов дохода, а остальные сто двад
цать миллионов имеют всего два миллиарда двести десять миллионов годового дохода. Поэтому возможности потребле
ния этих ста двадцати миллионов людей
ограничены до того, что например семьи трамвайных служащих тратят не более 33 долларов в год на книги и развлече
ния, считая семью в пять человек. Эти цифры отчасти поднимают завесу над крахом, в результате которого Америка
потеряла около 20 миллиардов долларов. Эти цифры объясняют кризис перепроизводства и в большой Америке и в небольшой Франции и объясняют их активную империалистскую политику.
Журнал „Стройка выходит 5-го, 15-го и 25-го числа каждого месяца.