В. Седов

НА РЫБЬЕМ МЕХУ

Очистка от чешуи
Вернулся из Москвы Егоркин, технорук. И прямо на завод, в лабораторию. Положил на стол какой-то странный большой лоскут и сказал:
- Вот из этой самой штуки нужно изготовить высокосортную кожу, - таково срочное задание в боевом порядке. Задание - всем советским кожзаводам. На соревнование, кто сумеет. Нужно, чтобы наш „Коминтерн оказался первым.
„Штука была шкурой самой обыкновенной трески. Той самой, которую
миллионами штук ловят мурманские рыбаки. Ловят, свежуют тут же на рыбалке, или на берегу. Мясо идет на кон
сервные заводы, а шкуры, как негодный отход, валят прямо в море. Так продолжалось много лет, пока кому-то не пришла в голову мысль, простая до смешного:
- Позвольте, а не выкидывали ли мы то, что можно было бы умеючи использовать...
Однако дело шло на лад туго. Порядочного клея и то не удавалось сварить из рыбьего „меха . Оставалось пустить для удобрения, но отходов этих на Мур
мане до чорта, а посевов не густо. Возить же эти самые рыбьи покрышки в центр СССР нет расчета: перевозка дороже обойдется.
- А что, если попробовать изгототовить из рыбьей шкуры промышленную кожу? Ведь это значит увеличить запасы
кожсырья на сотни миллионов метров, сберечь ценнейшие телячьи стада, кото
рых через один только ленинградский
завод „Коминтерн проходит в месяц до полмиллиона.
На долю лаборатории выпали трудные дни. Начинать опыты пришлось с азов. Правда, уже с самого начала было понятно, что вряд ли рыбья кожа, рву
щаяся от простого прикосновения пальца, сумеет выдержать те производственные процессы, которым подвергают обычный опоек и выросток. Действительно, когда попробовали подвергнуть новое „сырье первой же, самой обыкновенной мочке, из нее получился какой - то студень. А ведь телячьи кожи не стесняясь толкут в чанах дубинами, мнут, как только душе угодно, и те выдерживают. Не даром сказано:
- Крепка, как бычачья шкура.
Лабораторным работникам во главе с заведующим т. Торсуевым пришлось заняться кропотливым и медленным изуче
нием всех физических и химических свойств рыбьего покрова. Зоркий микро
скоп тут же обнаружил, что даже структура рыбьей кожи резко отличается от бычьей или телячьей. Мало этого, строе
ние шкуры трески совсем не похоже на строение шкуры зубатки, или другой рыбы. Значит, прежде чем наметить вехи нового производства, нужно учесть эту самую структуру, построение клеток, расположение волоконцев и т. д.
Как только пропустили присланный образец через первую промывку, встал важный вопрос: а как же очистить его от чешуи. Сначала решили, что чешуя сойдет как волос. Стоит только отправить в зольник, где под действием кис
лот волос с телячьей шкуры сбривается под чисто. Но вместе с чешуей рас
ползлась а кожа. Хорошо, что к этому времени получили еще несколько сырых кож, а то хоть бросай опыты. Однако неудача привела к правильному решению:
чешую нужно снимать не кислотой, а специальными ножами, распластав рыбью
шкуру на особых колодах. И чистят ее теперь так, как повара на фабрике-кухне.
А после того, как чешую счистят, еще пригладят травяными, жесткими щетками.
Впереди был еще тяжелый момент.
Как дубить рыбью кожу? Дубление - самая важная часть всего производства. Тут удаляются из кожи все те органические вещества, которые способствуют загниванию, без вытравливания их кожа не может служить дальнейшим производ
ственным целям. Но употреблявшиеся до сих пор дубители рассчитаны на крепкую звериную шкуру. Чтобы пронять такой ма
териал, нужны понятно самые сильно действующие средства. Не даром и слово такое употребляется: - „дубить . Рыбья кожа - тонкая пленка - не в состоянии выдержать обычной дубительной проце
дуры. И после ряда новых неудач, в в длинном списке дубильных снадобий
отыскали такой состав, который, давая нужный эффект, не разрушал ткани. Этот этап был пройден благополучно.
- „Думали, что миновали все рифы и подводные камни, - вспоминают в лаборатории, - считали, что близко конец. Оказалось нет .
Растянули дубленую рыбью кожу на проволочной сетке, задвинули в амери
канскую сушилку - шкаф, а не подумали о температуре И новая беда. Рыбья кожа - особа нежная и деликатная - отказалась выдерживать ту жару, в кото
рой опоек чувствует себя как дома. При
шлось долго приспосабливать к новому сырью температурные условия производства. Только с большим трудом был найден тот предел, при котором кожа высушивается, не повреждая своей прочности.
Так, шаг за шагом отвоевывал дружный коллектив лаборатории у старых навыков и приемов новое достижение советской техники. И настал день, когда в лабораторию позвали директора завода, хозяйственников из треста:
- Смотрите, что получилось. Как будто удалось!
Это „как будто прозвучало на этот раз излишней скромностью
И будь здесь не спецы, съевшие зубы на кожсырье, вряд ли кто из них отли
чил бы выработанную рыбью кожу от сортов тонкой замши или лайки. Особен
но удачно выглядела кожа зубатки, рыбы, похожей на треску и ловящейся там же, на далеком Мурмане. Обработка покрова зубатки сохраненила ее природные красивые разводы павлиньего глаза. Получился материал с очень привлекательным причудливым рисунком, рисунком к тому же не нанесенным искусственно, а естественным. Но внешнего вида мало. Основное требование, предъявляемое к коже, это - прочность. Стали пробовать на
прочность. И ту самую кожу, которая разлезалась от нажима пальцем, разорвать оказалось также трудно, как высокосортный опоек.
О результатах работ дали знать в Москву, а там уж и руки опускали. Ни с одного еще завода, куда были посланы три месяца назад образцы для опытов, не получалось ни ответа ни привета. Удача Ленинграда мигом прояснила хмурые горизонты. Перспективы сразу рас
ширились до пределов, о которых раньше нельзя было мечтать. Когда приступали к опытам, думали о рыбьей коже, как о незначительном подсобном материале, который в лучшем случае можно будет пустить на мелочь, на дамские сумки, на легкие поделки. А тут выяснилось, что дело-то заварили не на шутку Рыбья кожа выступает серьезным конкурентом для изготовления дорожных изделий: чемоданов, саквояжей вместо употреблявшейся до сих пор дорогостоющей, дефицитной свиной кожи. Специалисты опре
деленно заявили, что и дамская обувь, так называемый „легкий товар, может свободно изготовляться тоже из шкуры трески, зубатки и других рыб. Одним словом настойчивость и знания работников лаборатории завода „Коминтерн открыли перед кожевенной промышленностью совершенно новые пути. Восполнить недостаток кожевенного сырья за счет мил