Н. Лернер

ПО СЛЕДАМ ПУШКИНА

ГДЕ ДВЕ ПОВЕСТИ ПУШКИНА?
И. П. Липранди в своих строго фактичных и чрезвычайно точных воспоми
наниях о Пушкине („Русский архив 1866 год, ст. 1408 - 1409, 1410 - 1411) выразил удивление, что не встретил в со
чинениях Пушкина „даже намека о двух повестях, которые он составил из молдавских преданий по рассказам трех главнейших гетеристов: Василия Каравия, Константина Дуки и Пендадеки, предан
ных Ипсилантием , которых поэт знавал в Кишиневе. „Пушкин часто встречал их у меня и находил большое удовольствие шутить и толковать с ними. От них он заимствовал два предания, в несколько приемов записывал их, и всегда на осо
бенных бумажках. Он уехал в Одессу. Чрез некоторое время я приехал туда же на несколько дней и как всегда остановился в клубном доме у Отона, где осно
вался и Пушкин. Он показал мне со
ставленные повести; но некоторые места в них казались ему неясными, ибо он просто потерял какой-то лоскуток, и про
сил меня, чтобы я вновь переспросил Дуку и Пендадеку и выставил бы года лицам, точно ли они находились тогда в Молдавии. Рассказчики времени не знают. „С прозой - беда! - присовоку
пил он захохотав: - хочу попробовать этот первый опыт . Я это исполнил, с дополнением еще от случайно в это время пошедшего ко мне Скуфо, также одного из проклятых Ипсилантием, и вскоре пере
дал Пушкину. Месяца через два потом, когда я был в Одессе, Пушкин поспешил мне сказать, что он все сказания привел в порядок, но, не будучи совершенно доволен, отдал прочитать одному доб
рому приятелю (кажется В. И. Туманскому) и обещал взять от него и показать мне. Он это исполнил на другой
день, прочитал сам, прося, если он в чем сбился и я помню рассказ, то ему заме
тить. Сколько я помню, то поправлять слышанное мною было нечего, тем бо
лее, что я не постоянно находился, когда ему передавали рассказ. Я нашел, разумеется, что все хорошо. Предмет повестей вовсе не занимал меня: он не вхо
дил в круг моего сборника; но, чтобы
польстить Пушкину, я просил позволения переписать и тотчас послал за писарем; на другой день это было окончено. В рукописи Пушкина было уже много переделок другой рукой, и он мне сказал, что в этот же вечер опять отдаст оную на пересмотр, что ему самому как-то не нравится. Что сделалось потом, я не знаю, но у меня остались помянутые копии, одна под заглавием: Дука, мол
давское предание XVII века; вторая: Дафна и Дабижа, молдавское предание 1663 года .
К этим словам Липранди, не вызывающим никаких сомнений (нельзя не обратить внимание и на точность заглавий, на дату 1663 г.), издатель „Рус
ского архива П. И. Бартенев, статья которого „Пушкин в Южной России заставила Липранди взяться за перо
и пересмотреть свой старый дневник, приписал: „от себя Пушкин ничего не прибавил тут . Последняя приписка на
мекает на то, что Бартеневу обе повести Пушкина были известны.
Где теперь эти копии? Надо прежде всего обратиться к бумагам И. П. Ли
пранди. М. И. Семевский („Путевые очерки, заметки и наброски. Поездка по
России в 1888 году . - „Русская старина , 1889 год, апрель, 231), рассказывая о по
сещении Румянцевского музея, соообщает: „При беглом просмотре новейших при
обретений музея по части рукописей, мы заметили: „Записки Ив. Петр. Липранди (№ 2584)“. В Румянцевском музее, по имеющимся у нас сведениям, нет
П. Е. Щеголев („Дуэль и смерть Пушкина , изд. 3-е. Ленинград, 1928 год, стр. 9) упоминает: „Письма Н. Н. Пушкиной к мужу, которые хранятся в Ру
мянцевском музее и будут вскрыты только через несколько десятков лет .
На чем основаны эти сведения, Щеголев не указывает.
В конце марта 1913 года в московской газете „Утро России была помещена беседа сотрудника газеты с старшим сы
ном поэта, генералом А. А. Пушкиным, который сказал:
„Моя мать бережно, любовно относилась к хранившейся у нее переписке с отцом. Умирая, она словесно завещала нам, детям, хранить эту переписку. Письма перешли в руки моей старшей, ныне покойной, сестры Наталии Але
ксандровны (впоследствии графини Меренберг). По просьбе И. С. Тургенева в 1878 году часть названной переписки была напечатана в „Вестнике Европы . Вскоре же после открытия в Москве па
мятника Александру Сергеевичу, в 80-х годах, сестра передала мне все хранив
шиеся у нее письма, а я их принес в дар московскому Румянцевскому музею при одном лишь условии - не делать этой переписки предметом общественного пользования и гласности ранее смерти последнего члена нашей семьи Пушкиных, подразумевая младшую сестру Елизавету от второго брака моей матери.
Таким образом, - кончается заметка „Утра России („Где переписка А. С. Пушкина с женой? ) - вся переписка Пушкина с женой хранится в Московском Румянцевском музее .
В петербургской газете „Русская молва 31 марта 1913 года, № 109 помещена другая заметка: „Судьба переписки А. С. Пушкина . „Вся переписка А. С. Пушкина с женой, - говорится здесь, - хра
нится в настоящее время в Румянцевском
музее . По этому поводу корреспондент „Русской молвы беседовал с А. А. Пуш
киным, который ему сказал то же самое,
что письма перешли к нему от сестры Натальи Александровны, которая передала ему „всю хранившуся у нее переписку , что часть писем была напеча
тана в „Вестнике Европы , и что он, А. А. Пушкин, принес их в дар Румян
цевскому музею под условием, „чтобы эта переписка не стала общественным достоянием и не была опубликована ранее смерти последнего члена семьи, считая и младшую сестру Елизавету .
„В Румянцевском музее, - по словам газеты, - корреспонденту заявили, что переписка А. С. Пушкина действительно находится в распоряжении музея, но ле
жит сейчас, так сказать, под спудом
в виду поставленных наследниками поэта условий .
В обоих показаниях А. А. Пушкина говорится о переписке поэта с же
этих ранних прозаических опытов Пушкина, относящихся к 1823 году. Во вся
ком случае их следует искать, и для этого неленостно обрыскать все изве
стные хранилища, - может быть поиски
окажутся небесплодными. Имея в виду возможность такой дорогой находки, стоит потрудиться.
ной, т. е. очевидно не только о письмах Пушкина к жене, но и о письмах Н. Н. Пушкиной к мужу. Что слово „переписка надлежит понимать именно так, доказы
вается еще тем, что, если бы речь шла лишь о письмах Пушкина, то временный запрет публикации был бы лишен всякого смысла: ведь эти письма были уже напе
чатаны, как указал сам же А. А. Пуш
кин, в 1878 году Тургеневым. Но это только „часть писем , как выразился он. Где же другая часть, т. е. письма Н. Н. Пушкиной?
Приходится думать, их-то и имело в виду то ограничительное условие, которым дети Пушкина обставили свое по
жертвование Румянцевскому музею. Тут есть что-то неясное.
Известно, что тургеневская публикация писем Пушкина к жене „решительно не понравилась нашей благоприличной публике (письмо Тургенева к П. В. Анненкову 1 апреля 1878 года), той пу
блике, к которой принадлежали и сами дети поэта. К. П. Победоносцев удивлялся, „как не стыдно родной дочери опубли
ковывать такие письма . До Тургенева дошел нелепый слух, что сыновья Пуш
кина собираются его „поколотить за издание писем их отца , и он недоумевал: „почему же меня, а не родную сестру,
разрешившую печатание? ... (письмо к М. М. Стасюлевичу 25 марта 1878 года). Даже П. В. Анненков, в качестве биографа Пушкина признававший драгоцен
ность этой публикации, все-таки „всегда отговаривал дочь его накладывать руку на отца и отдергивать занавесы постели (письмо Анненкова к Стасюлевичу 5 сен
тября 1876 года). Под впечатлением этих неприятных разговоров и пересудов, дети поэта, а также дети его жены от второго брака, решили не печатать части пере
писки его с женой, которая еще не была опубликована, до тех пор пока не умрет младшая дочь Натальи Николаевны. Эта дочь, Елизавета Петровна Ланская, в пер
вом браке Арапова, во втором Бибикова, родилась 17 марта 1848 года. Жива ли она еще, нам не удалось узнать, но, если
она здравствует, то надо надеяться, она и сама поймет, что нет никакого смысла в настоящее время, более чем через пол
века после напечатания писем Пушкина к жене, после опубликования ряда весьма интимных документов, относящихся к истории семейной жизни поэта, держать под спудом письма его жены.
Лишь одно письмо Н. Н. Пушкиной к Пушкину было опубликовано (в на
званной книге Щеголева, стр. 51 - 52). Беседы А. А. Пушкина с сотрудниками газет указывают на существование дру
гих ее писем к поэту. Их надо искать. В печати мелькало известие, что они находятся в Англии, у живущих там правнуков Пушкина, но никто не знает ничего достоверного.
ГДЕ ПИСЬМА Н. Н. ПУШКИНОЙ К ПУШКИНУ?