т. Горелов




ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ


Я, увы, не скрою,
Что на смерть ранен. Кровь моя течет, Вакантен пост. Израненное тело
Сменит в веках упорный, бодрый строй. Я пал непобежден, оружье цело,
Сомною кончено, - но не окончен бой.
Г. Гейне.
Вл. Маяковский был массовым агитатором, трибуном революции, великим поэтическим запевалой борющегося пролетариата.
Он был поэтом действия, а не рефлексии, глашатаем площадей, людских массивов, а отнюдь не изолированных людишек с рахитичными душонками.
Вл. Маяковский все свое творчество до последней строки последней поэмы „Во весь голос поставил на службу револю
ции. У этого поэта-борца мы не найдем стихов „для души и стихов „для публики .
Поэт становился „на горло собственной песни , не давая ей возможности отклоняться от главной задачи - переоборудования нашей планеты.
Теории „непосредственных впечатлений он противопоставлял свое творчество непосредственных революционных реагирований.
Маяковский не был „витией , созерцающим жизнь, он говорил: „почему я должен писать о любви Мани к Пети, а не рассматривать себя, как часть того государ
ственного органа, который строит жизнь . Владимир Маяковский, боевой поэт рево
люции, строил новую социалистическую действительность. Смерть Маяковского подчеркнула кровную связь поэта бунтаря,
горлана-агитатора с широкими массами НОВОГО читателя.
На недавнем литературном вечере комсомола Красной Пресни поэт говорил: „Старый читатель и старый слушатель, который был в салонах, этот чтец раз навсегда умер, и только рабочая аудитория, только пролетарско-крестьянские массы, те, что сейчас строят новую жизнь нашу, те, кто строят социализм и хотят распро
странить его на весь мир, - только они должны стать действительными чтецами,
и поэтом этих людей должен быть я .
У Маяковского было настоящее пролетарские тяготение к широкой массе, только для масс трудящихся хотел он
писать, а не для „верхних десяти тысяч , утонченных эстетов, капризных хулителей площадной агитки.
На том же комсомольском собрании Красной Пресни Вл. Маяковский дал
превосходную формулу пролетарского поэта: „поэт тот, кто в нашей обострен
ной классовой борьбе отдает свое перо в арсенал вооружения пролетариата, который не гнушается никакой черной работы, никакой темы о революции, о строи
тельстве народного хозяйства и пишет агитки по любому хозяйственному вопросу .
Мы очень плохо осознаем истинный смысл знаменитых рекламных „Нигде кроме, как в Моссельпроме . Мы недо
оценивали, что Маяковский снова наносил „пощечину общественному вкусу , тех утонченных эстетов, кто еще не понял, что новая литература, новое искусство должно помогать изменению мира, ибо, как говорил поэт - „Планета наша для счастья очень плохо оборудована .
В своем докладе комсомольцам Маяковский так и объясняет свои рекламные стихи: „У меня есть стихотворение про соски - замечательные соски, „готов со
сать до старости лет . Против этого были возражения, а я говорю, что если до сих пор в деревне кормят грязной тряпочкой ребятишек, то агитация за соски есть агитация за здоровую смену, за культуру .
Маяковский не придерживался того мнения, будто муза молчит, когда говорят пушки. В самые тяжелые годы белогвардейских наступлений поэт начал выста
влять свои знаменитые окна РОСТА, где в острых ударных лозунгах откликался на каждый день, рвал, метал, угрожал, воодушевлял. По собственному признанию он изготовил пять тысяч таких огромных плакатов. Сам писал и текст и иллюстрации: „Я помню, вспоминает Маяков
ский, что мы ложились в два-три часа ночи, клали под голову полено, подушка была, но мы боялись проспать .
Маяковский был страстным бойцом за действенное искусство, публицистическое, умеющее толкать массы на классовую борьбу за лучшую жизнь. Он поэтому всегда рассматривал себя рядовым вели
кой армии пролетариата. „Я от партии не отделяю себя, считаю обязанным вы
полнять все постановления большевистской партии, хотя не ношу партийного билета. Если на сегодняшний день я не связан с партийными рядами, то не теряю на
дежды, что сольюсь с этими рядами .
Маяковский выволок поэзию из уют
ных эстетических курилен на площа
ди, на улицы. Он сломал старые за
коны стихосложе
ния, начав писать „весомо, грубо, зри
мо . И стихи его булыжниками грохотали по стенам ста
рого ненавистного поэту мира.
В ответ чистоплюям, которым не нравилась газетная деятельность Маяковского, кто смо
трел на это, как на профанацию „высокого искусства ,
Маяковский написал свое изумительное „Во весь голос .
„Очень часто, - говорит Маяковский , - в последнее время те, кто раздражен моей литературно-публицистической ра
ботой, говорят, что я стихи писать просто разучился, и что потомки меня за это взгреют. Я человек решительный. Я хочу сам говорить с потомками, а не ожидать, что им будут рассказывать мои критики в будущем .
В этой поэме гениального темперамента поэт говорит потомкам:


Я асенизатор И водовоз,




Революцией




Мобилизованный и призванный, Ушел на фронт




Из барских садоводств поэзии




бабы капризной. ... Слушайте,




товарищи, потомки агитатора




горлана-главаря. Заглуша




поэзии потоки, Я шагну




через лирические томики,




Как живой




С живыми говоря.


Мать Маяковского у гроба
Маяковский предвидел, что к потомкам придет не как „свет умерших звезд доходит , а как живой, вечный современник.
„Сто томов моих партийных книжек будут хранить в себе титанический тем
перамент великого горниста революции, они будут замечательнейшим оружием
борьбы человечества за социалистическое общество.
Пролетарская литература будет бороться за художественный метод революционного действия, за метод высокой публицистики, отбросив все то, что все же отделяло Маяковского от подлинно пролетарской литературы.
Остатки индивидуализма, абстрактный гиперболизм, идущий от футуристического прошлого, некоторый схематизм в толко
вании проблем нашей действительности - чувствовались в ряде стихотворений поэта. Это были дефекты мировоззрения рево
люционного поэта, идущего в пролетарскую литературу.
Скорбный конец Владимира Маяковского, находящийся в таком вопиющем противоречии с бурным жизнеутверждением его творчества, - нужно рассматри
вать только как трагический результат глубоко личных переживаний.
Пролетарская литература возьмет лучшее из наследия величайшего революци
онного поэта. Возьмет то, что сделало Маяковского близким и любимым поэтом трудовых масс.