вес“, то вернейшим критерием, определяющим этот вес, является степень пси
хологической внушительности. В этом последнем свойстве плаката Маяковского отказать нельзя.


Владимир Люце




В. В. МАЯКОВСКИЙ И ТЕАТР


Н. Н. Евреинов
Рис. работы В. В. Маяковского
Кроме плакатов заслуживают внимания и карандашные наброски Маяковского, в которых выразились многие характерные особенности его личности и,
«Окно РОСТА
работы В. В. Маяковского
как выразился Н. Н. Евреинов, „искаженность черт его музы . Некоторые его зарисовки как бы подтверждают и уясняют созданные им литературные образы.


тот,


КТО СЕГОДНЯ
ПОЕТ НЕ С НАМИ,
ТОТ
ПРОТИВ НАС!
В ДЕЛАХ
ИДЕИ,
БЫТА,
КУЛЬТУРЫ - ПОМЕНЬШЕ
ДОВОЕННЫХ
НОРМ!
Уход из жизни Влад. Маяковского — прорыв на фронте советской литературы. Уход из жизни Влад. Маяковского - такой же прорыв на фронте революционного советского театра.
Театральные работы В. Маяковского не встретили такого же широкого при
знания, как его поэтические работы, — они большей частью расценивались или как снижение творческой линии поэта, или как отсутствие достаточного овладения техникой драматургии.
Нам, работникам театра, вышедшим из школы Вс. Мейерхольда, все эти утвер
ждения кажутся абсолютно неверными. Д я нас Маяковский является как раз тем драматургом, которого ждал послед
ние годы советский революционный театр, который первый сумел понять идеологию и технику революционного театра и воплотить в своих пьесах, ибо метод револю
ционного театра оказался близким его художественному методу. Маяковский — первый театральный поэт советского театра. Маяковский был именно „театральным поэтом , — сценическое слово, репли
ка, диалог его пьес не являются только одеждой, обязательной серой одеждой той или иной темы того или иного сцениче
ского положения, его слово играет на сцене, он придал сценическому слову самостоятельное игровое значение. Овладев в своем поэтическом творчестве действенным словом — языком улицы, ми
тинга, плаката, агитки, взяв у цирка реплику клоуна, — Маяковский принес на сцену действенное слово, слово - действие,
словесный аттракцион. Игра слов, каламбуры, эпиграммы обычны для пьес Маяковского. Вс. Мейерхольд даже самый драматургический жанр Маяковского опре
делил как „жанр пьесы-эпиграммы — лаконической, хлесткой и действенной.
Театральный поэт Маяковский вернул на сцену действенное слово. Драматурги
ческий метод Вл. Маяковского имеет те же корни, что и метод революционного советского театра. Новый советский театр, отрицая формы воздействия буржуазного таатра — в поисках формы активно-агитационной, искал ее в приемах „подлиннотеатральных эпох (выражение Вс. Мейерхольда), эпох, являющихся и эпохами су
ществования массового народного театра. Оплодотворяя одряхлевшее чахлое тело буржуазного театра, новый театр вовле
кает в действие ассортимент приемов и навыков так называемых „малых жанров (цирк, эстрада), близких массовому зри
телю. Маяковский идет теми же путями. В композиции его пьес, не похожих на обычные пьесы буржуазного театра, явственно влияние как цирка, ревю (ма
лые жанры), так и приемов старинных народных театров (балаган).
Написанные по-новому, пьесы Маяковского всегда в самих себе, в тексте своем заключают борьбу за новый театр, новое, активно революционное искусство, против мещанско-наслажденческих форм его. И в „Клопе и в „Бане мы имеем реплики и сцены, направленные против „искусства-опиума . Это (а также и форма „феерической и „с цирком и фейер
верком комедии) роднит его с одним из видов старинного массового театра — Ярмарочным театром Лесажа. Лесаж так
же боролся в своих пьесах против теат
ральной реакции своего времени в лице „Comédie Français , как в недавние дни Маяковский в „Бане клеймил „большетеатровскую и „актовскую реакцию в искусстве.
Маяковский поэт и драматург - публицист, - все его пьесы имеют прямое аги
тационное назначение, назначение кон
кретное, иногда суженное по масштабу, но зато наносящее по-настоящему дей
ственный сатирический удар избранному вредителю-врагу.
Вся его драматургия - это борьба с вредителями. Особо ненавидимый им тип вредителя - мещанин, мещанин в жизни
и в искусстве. Его неустанно клеймил и разоблачал Маяковский. Агитационно-публицистический уклон в творчестве Маяковского многими не понят, не был оценен некоторыми критиками. Его расценивали как „поверхностно-неглубокий под
ход к явлениям нашей жизни. Отвечаю цитатой из статьи тов. Зонина в „Правде .
„Несомненно, что люди, не понимаюющие по-большевистски социальную функцию художественного творчества, попытаются трактовать творчество Маяков
ского как низкий жанр поэтического труда, что они будут сожалеть поэта, променявшего вскрытие „непосредствен
ных впечатлений на „агитку . Эта по
рода пассивных созерцателей, потомков хулителей Некрасова, должна встретить резкий отпор. И метод работы Маяков
ского, метод, основанный на классовой действенности, на немедленном, прямом вмешательстве революционера художе
ственного слова в гущу классовой борьбы, должен быть методом пролетарского искусства .
По-моему тов. Зонин дает убедительный ответ противникам метода В. Маяковского.
Маяковский был нашим и по пониманию им роли драматургии в театре. Он дорабатывает пьесу в самом театре, при
сутствуя на репетициях, внося изменения в их ходе. В своей работе над пьесой „Баня автор этих строк, предложив В. Маяковскому ряд изменений и допол
нений, не встретил никаких возражений, а наоборот, полную готовность их осуществить. Маяковский - драматург, работа
ющий вместе с театром; свои пьесы он пишет не для любого, а для определен
ного театра - театра Вс. Мейерхольда, - театра, работающего близким ему художественным методом.
Небольшой (количественно) вклад, сделанный Маяковским в драматургию, очень значителен. Это почти единственные пьесы, в которых новый советский режиссер, актер и художник могли рабо
тать с драматургом, решающим их же задачи.
Смерть Владимира Маяковского - смерть активного бойца за новый советский театр.