и приняла у них форму подражания техническо-инженерным сооружениям, дилетантским и наивным, проникнутым лишь преувеличенной пиететностью к индустриализму нашего века.
Подобного рода конструкции нельзя было бы назвать моделями, ибо они не представляют собою проектов сооружения, - они являются вполне самодовлеющими вещами, допускающими к
себе лишь художественный критерий. Авторы их остаются в своей глубочайшей сущности все же «эстетами», поборниками
«чистого» искусства, как бы брезгливо ни отвертывались от этих эпитетов.
Говоря о конструктивизме, в данном случае я имел в виду конструкции, сделанные из материалов и трехмерные по объему,
в плоскостном же разрешении идея конструктивизма вылилась в еще более абсурдную форму. Борясь с изобразительностью,
конструктивисты оставались изобразителями в гораздо большей степени, чем, например, их предшественники - супрематисты, ибо их постройка на плоскости конструкции была не чем иным, как изображением действительно могущей быть построенной кон
структивной системы пли сооружения: Всякая живописная форма по существу изобразительна, является ли она предметной, как у натуралистов и импрессионистов, или беспредметной, как у кубистов или футуристов. Следовательно, не изобразительность является определяющим моментом, когда мы проводим решительную грань между «старым» и «новым» искусством, а беспредмет
ность или предметность этой изобразительности. В этом отно
шении супрематисты, ставившие и решавшие главным образом цветовые задачи, дальше всех художественных-направлений ушли от изобразительности, ибо основной элемент, с которым они оперировали, - цвет, сам по себе, не заключенный в какую-либо изобразительную форму, как и звук, - безо́бразен. Структуры звука и цвета (света) имеют много общего.


VII. Последняя «картина»,


Итак, конструктивисты на плоскости, помимо воли, утверждали изобразительность, элементом которой была их конструкция. И когда художник захотел действительно избавиться от
изобразительности, он этого достиг лишь ценою уничтожения живописи и ценою самоубийства, как живописца. Я имею в виду полотно, которое Родченко на одной из выставок нынешнего се