I. Диагноз.


Вся художественная жизнь Европы за последние десятилетия протекла под знаком «кризис искусства». Когда, лет шесть
десят тому назад, на парижских вернисажах впервые появились полотна Мане, вызвавшие целую революцию в художественной среде тогдашнего Парижа, - из фундамента живописи был вынут первый камень. И все последующее развитие живописных форм,
в котором еще недавно мы склонны были видеть прогрессивный процесс совершенствования этих форм, теперь, сквозь призму самых последних лет, воспринимается нами, с одной стороны, как неуклонное разложение целостного живописного организма на составляющие его элементы, а с другой, - как постепенное вырождение живописи, как типической формы искусства.
II. Освобождение живописи от литературности и иллюзио


низма.


Французские импрессионисты были первыми революционерами в живописи, освободившими ее от сковывающих пут нату
ралистических тенденций и направившими ее течение по новому руслу. Они первые поставили работу над формой во главу угла мастерства художника. Но их работа была параллельно направлена также и к тому, чтобы освободить живопись от идео
логического и сюжетного содержания, от того «литературного
рассказа», который довлел обычно в полотнах старой живописи над формой. «Nature morte», лишенный этой «литературностив сюжете, сменил у современных живописцев сложную идеологию классиков и заманчивый анекдот натуралистов. Можно ска
зать, что «насыщенность» полотна живописным содержанием была обратно пропорциональна содержанию сюжетному.
Эта тенденция характерна не только для зрительного искусства, но она типична и для других видов современного художественного творчества. Так, поэзия, пройдя путь от слова-смысла