Джон Хартфильд и его фотомонтаж
1891 год. У немецкого писателя-социалиста Франца Херцфельде (писал он под псевдони
мом Хельда), родился сын Хельмут. Отец умер рано. Мать оказалась в психиатрической больнице, и Хельмут с детства пошел по чужим людям, застенчиво хрупкий, крохотного роста, голубоглазик, сосредоточенный и в то же время вспыльчивый зверски.
Нигде он не уживался долго. С рук приютившего его из милости бургомистра он был сплавлен какому-то епископу, тот сбыл его в монастырь. Из монастыря Хельмут попал
в книжную лавку, а затем к художнику, где завязались первые узелки его будущего мастерства.
На 16 году жизни яростной антирелигиозной полосой ответил он на былую монастырщину и поповщину, уже будучи учеником мюнхенской академии живописи. Он продолжал художе
ственное образование в Шарлоттенбурге под Берлином.
Война 1914 года сделала его солдатом. Это было похоже на трагикомедию Вестера Кейтона. Крошечный, тихий, очень штатский человек — в рослой шеренге императорского гвардейского полка, солдат которого за их белокоричневую форму называли «майскими жуками».
Когда Англия вступила в войну на стороне врагов Германии, шовинизм германских помещиков, офицеров, бюргеров достиг высшей точки. Немецкие патриоты вместо «здравст
вуйте» приветствовали друг друга словами: “бог, покарай Англию!»
Поэт-шовинист Лиссауэр, написал:
Едина любовь. Едина месть.
Единый враг у всех нас есть— Англия
Тогда-то, в знак протеста против патриотического идиотизма, маленький гвардеец Хель
мут Херцфельде мужественно взял себе псевдонимом английское имя — ДЖОН XAPT- ФИЛЬД. «Джонни» — стало его ласкательным прозвищем в широчайшем кругу товарищей.
Во время войны он начал работать как журналист в журнале «Новая молодежь(«Neue Jugend»), организатором которого был брат его Виланд Херцфельде, видный комму
нистический издатель, руководитель издательства «МАЛИК».
В полку же начался фотомонтаж. На письма военная цензура была строга. Чтобы обмануть ее, солдаты вклеивали в письма фотографии и тексты, вырезанные из газет.
Из солдатчины Хартфильд вырвался перед самым концом войны. Он начал работать в группе «Дада» — левых художников, близких нашим революционным футуристам. Дадаисты
жестоко издевались над всеми фетишами вчерашней великодержавной Германии, ныне жестоко битой более сильными хищниками.
Когда была основана коммунистическая партия Германии — он вступил в ее ряды.
С этого момента биография Джона Хартфильда и его фотомонтаж делаются неотрыв
ными от истории развития коммунистической агитации и пропаганды.
Со страницами “Роте Фане», журнала «A. I. Z.» и обложками издательства «Малик», Джон Хартфильд сросся всей своей работой с партией.
Первый журнал боевой коммунистической сатиры «Pleite» (что значит «Крах») был создан и руководим Хартфильдом в годы с 1919 по 1921.
После капповского путча в 1923 году КПГ стала издавать свой сатирический журнал “Knüppel («Дубинка»), и снова Хартфильд был главной опорой этого журнала.
Вместе с писателем Куртом Тухольским Хартфильд смонтировал книгу «Германия, Гер
мания — превыше всего». Это злейшая сатира на германского мещанина, хищника, лицемера.
Джон Хартфильд создал значок Союза красных фронтовиков — сжатый поднятый вверх кулак. От этого значка пошел привет
ственный жест германских коммунистов “Рот фронт».
Ни одна избирательная кампания не обходилась без плакатов Хартфильда и растопыренная пятерня его плаката, призывавшая в 1929 году голосовать за список коммунистов № 5, стала в дни выборов знаком коммунистического приветствия.
Ненависть врагов, особенно фашистов, идет по пятам работ Хартфильда. Цензура запреща
ла его вещи. Фашисты били витрины с книгами в его обложках еще до прихода Гитлера к власти.
В 1931 году Хартфильд приезжал в Советский союз, где была организована первая исчерпывающая выставка его работ, показавшая воочию весь гигантский разворот работы этого большого мастера искусства пролетарского фотомонтажа.
Рабочие, красноармейцы, вузовцы, колхозники с товарищеской радостью узнавали, что автором давным-давно знакомых им композиций является Джон Хартфильд.
Последующие годы были сплошной яростнейшей борьбой Хартфильда с надвигающимися полчищами фашистов - варваров. Язвитель
ным оружием разоблачающих фотомонтажей Джон Хартфильд бился до дня, когда фашист
ская волна, захлестнув Германию, загнала коммунистическую партию в подполье и эмиграцию. Он бьется и сегодня не покладая ножниц и пера на страницах нелегальной и эмигрантской коммунистической прессы.
А выставки его работ — Пражская в 1934 году и Парижская в 1935 году-это крупные собы
тия в истории революционного искусства, вызывавшие дружный вой ярости в лагере фашистов.