” foo) : om ax Sa eee ] нА просмотрадх о „К ИНО-ГЛАЗ“ «Кино-Глаз»—первая большая вещь ренная и замедленная с’емки, хотя в Дзиги Вертова наглядно показала, с пих и нег ничего нового. К сожале- одной стороны, всю необоснованность нию, с этими фокусами Вертов не- его киноческой «теории» и, с дру- сколько пересолил. той—вначительные успехи в области! Переходим к основному—к оценке чието формальных исканий. картины, с точки зрения идеологиче-, Д. Вертов отрицает художествен-! ской. Здесь —ахилесова, пята, Вертова. ную кинематографию и вместе с ней! необходимость участия в фильме Е теров, режиссера, сценариста. Одна- ко, как и следовало ожидаль, боль- шинство сцен его «Кино-Глаза» ин-! сценированы (правда, не актерами- профессионалами, но это и не обяза- тельно). Эта инсценировка проведена боле тонко, чем А. Ганом, но оче- видна для всякого кинематографиста. Если есть инсценировка, то есть и режиссер. Им и является Д. Вертов, прячущийся все время за свой кино- Е Только одного необходимого стер- жня художественной фильмы в кар- тине. нет темы, сюжета, сценария. Но в этом-то как раз самое слабое место картины. Фильма должна была показать «де- монстрацию быта», «жизнь врасплох», но это удалось только в незначитель- ной части. Вместо демонстрации бы- та——перед нами кинематографическая кунсткамера: слон на улицах Моск- Канал- Дзига Вертов монтирует „Кнно - Глаз“ вы, задохнувшийся сторож, чикова дача и пр. Все эти необычайные моменты в неремежку с техническими трюками являются основой картины, делают ее занимательной. Крича о быте, Вертов подменил его хроникой происшествий и фокусами. И он должен был это сделаль, т. к. иначе его 1.000 метров через пол- часа усыпили бы зрительный зал. С точки зрения технической в «Ки- но-Глазе» есть много удачного. Как монтажер, Вертов определенно по- двинулся вперед и дал ряд блестяще смонтированных кусков. Особенно за- номинается Момент поднятия флаха нионерами. естами весъма удачна, : а о ca Кауфмана. Любопытны ЩЕЙ коммунистической головы, трюки: обратная демонстрация, уско- Вл. Ерофеев. Co В НИНО-СЕНЦИИ Р. А. Х. Н.С] БЕСЕДА ОБ «АЭЛИТЕ». В Академии Худож. Наук 15 октя- ковы бы ни были недостатки карти- бря была устроена беседа об «Аэли- ны. по мнению Ф. Оцена, нужно при- ВУ : знать, ITO «русская кинематогряфжяя» Во вступительном слове т. В. Тур- кончилась «Поликушкой» а совет- кин довольно детально проанализи- ская начинается «Аэлитой». Товал постановку, определив ее, Иллюзии Ф. Оцепа и его ведом- как некое «общественное бедствие». ственный оптимизм не встретили до- Большинство выскавывавшихся статочно резкой отповеди, так как отмечало отрицательные стороны беседа велась в сугубо «академиче- картины: эклектичность ‘постановки сих», вернее, дипломатических то- пошлость сценария, социальную не- нах. нумность и даже вредность картины. Следующий доклад в PAXH Выстущивший со отороны «Руси» (22 октября) читает тов. Ф. Оцеп заявил, что советская идео- на тему «Форма в кино», логия далеко еще не выявлена. Ка- = a Отсутствие сценария или хотя бы те- мы обессмысливает картину. Агита- ционные моменты с пионерами т0- нут в хронике происшествий и трю- ках, а все в целом превращается в невообразимую кашу. Более, чем легкомысленно думать, что этот, слегка советизированный зенигрет, может что-то дать рабо-, чим—в лучшем случае он будет бес- полезен. После просмотра этой картины, ста- новится совершенно очевидным, что острому кино-глазу Вертова и ero, умелым рукам, недостает руководя- eres К. Г. SE eT ПОТВЕТ = ^ ПЯТЬП [ т ВОНРОС В ИИ : И то в ответ на пикантное предло- жение «Анта... Одрли... Ута..,» радио- станция киноков ответила менее пи- кантно:... Д... Х... К„»„ т,-е Долой Ху- дожественную Кинематографию! или Даешь Хорошую Кино-хронику! — Какое взаимоотношение между словами: киноки, кино-глаз И «кино- чество»? — Наше течение называется «Ки- но-Глаз». Мы, борющиеся за идею «Кино-Глаз», называемся «киноки» или что то же самое, «кино-главзых. Термин «киночество» мы почти не употребляем, как ничего не говоря- щее и случайное словообравование. Его почему-то охотно употребляют наши противники. — Не можете ли вы простыми сло- вами сказать о ваших задачах в ки- нематографии и в других областях. Могу: Мы никому не ‘мешаем жить. Мы снимаем только факты и вво- дим их через экран в сознание тру- дящихся. Мы считаем, что равз’яснить Оделав сводку полученных мной в носледние две недели письменных и устных вопросов, я выделяю наибо- лее существенные и отвечаю: — Ваше отношение к искусству? — Одна миллионная доля изобре- тательности каждого человека в его повседневной работе на фабрике, на заводе, в поле—уже заключает в себе элемент того, что люди выделяют, в так называемое, «искусство». Самый термин «искусство» в сущ- иости контр-революционный, так как прикрывает собой целую касту при- вилегированных людей, которые во- ображают себя не людьми, а чудоде- ями этого самого «июкуюсства» . «Вдох- новение, вернее ‘увлечение работой есть удел не только этих «волхвов», но и каждого фабочего на Волхов- втрое, каждого машиниста на паро- в0зе, каждого токаря за станком. Уничтожая раз и навсегда термин «искусство», нельзя конечно, препод- носить его под другим видом, скажем нод соусом «художественный труд». Необходимо окончательно устаню- мир, как он есть—им есть нала, глав- вить, что нет границы между худо- ная задача. жественным и нехудожественным Пути, по которым мы проводим трудом. действительность в человеческое со- знание—это 5 внешних чувств человека: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, Кино- Глаз и Радио-Ухо—это только первые этаты на этом цути. В области внеш- них чувств ‘мы ‘имеем пока на-лицо только более или менее удачные ла- бораторные опыты Кино-Глазу удалось выйти на ITH рокую дорогу борьбы с буржуазной кинематографией и мы сильно сомне- ваемюя, чтобы последняя (несмотря на ее ныне мировое положение) емог- ла бы долго сопротивляться нашему революциоюнному натиску. Задача всех трудящихся зорко сле- дить за начинающимся боем, всегда отличать настоящее от фальши и не омешивать подслащенных копий-суф- — В чем ошибка А. Гана? — Коренная ошибка официального нротивника искусства А. Гана в том, чт он, уклоняяюь от «ирофессио- нального духа ‘всемогущего актер- ства», заставляет ажтерствовать пио- неров под лозунгом «рационализа- ции художественного труда». Коренная ошибка Гана в том, что он, преодолевая казенный формализм (?) критики, «вовлекает в искусство пи в чем неповинных юных ленин- цев и разрешает себе это ради побе- ды «на кинематографическом участ- ке художественного труда». Мы, конечно предпочли бы сухую хронику вмешательству сценария В быт и в работу живущих на нашей иланете людей. По отноптению к, пла- нете Марс это менее опасно, особенно рогатов с их суровыми оригиналами если предположить, что это сон, наве- Вслед за видимым мы атакуем слы- янный декорациями Камерн. театра. шимый, осязаемый и т. д. мир. И в Пловуче-морского-научного НИНО-ГАЗЕТА HA ABEBHGH CEBEPE С экспедицией Пловучего Морско- го Института, Моск. Отд. «Севзатки-! но» был командирован на Север для кино- и 40т0-с`емок гиковский опера- тор м. Лебедев. Вот что рассказывает работе: Целью моей поездки было создание ! научной картины, рисующей работу институ- та (Пловмафина) и, помутно, ознако- мление зрителя с ландитафтами стра- ны вечных льдов. Белое море и Ледовитый океан, от- личаютбся сильными штормами и они сильно тормозили работу, так как во время качки с’емка, была а не возможна. Благодаря этому был упущен ряд интересных моментюв, которые лишь отчасти удалось вос- становить, путем инсценировок. он 0 своей Экспедиция дошла до 80° широ- ты. Засняты наиболее ‘интересные моменты работы, а также местности, проходимые экспедицией. Засняты угольные разработки Шпицбергена и населенные пункты этих разработок: Адвен-бой, Коль-бой, а также валив Отор-фиорд, где экспедиция сделала по поручению Рузско-антлийской угольной компании, 3 заявки на угольные разработки этих междуна- родных земель Был заснят ряд весыма интересных работ экспедиции как-то: драгаш (вылавливание с дна морского раз- личных живых организмов), тидроло- тия (измерение температуры воды различных глубин) и т. д. на-ряду © этим удалось заснять кромку льдов, пловучие льды (айсберги) у берегов земли Франца Иосифа (80° северной игироть). Любопытны условия с’емки. Весь- ма трудно было присбт.гобитьея к северному свету, который настолько ярок, что получается передержка, да- же при быстрой с’емке. Удалось сни- мать лишь после того, как был по- ставлен об’ектив светосилой 4,5, сузив щель об’ектива чуть ли не до 2 ми- лиметров. Тем не менее снимать че- ловека на натуре весьма трудно, так как при большой силе свете и бе- лизне фона трудно найти фокус. Часто мороз доходил до 40° и плен- Ka тресокалась. Всего заснято около 800 метров В картине есть много ‘интересного с научной, общественной и бытовой сторон. Г. ЧЕ: стелы ee Ee от РЕЗУПЬТАТЫ КОНКУРСА „КИНО-ГАЗЕТЫ“ НА ЛИБРЕТТО СЦЕНАРИЕВ будут об‘явлены в слерующем С 3 номере С) В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ: Раппопорт „КИНО В АМЕРИКЕ*‹ Статья т. А. Данашевского прог тра СЕ ЗЕ т первую толову собъем спесь с так называемой музыки, выдвинув вме- сто нее организацию сльшпимого ми- ра—радио-хронику. — Что вы сами думаете о картине «Кино-Глаз», в частности о 1-ой се- рии? — Прежде всего, я думаю, что это не картина (в общеунотребительном смысле), а гораздо больше. Это сле- дующая ступекь той кампании, ко- торую мы вели в «Кино-Правде». Это устремление еще больше от художе-! ственной кинематографии, еще глуб- же в жизнь. 1-ую серию «Кино-Глаза» (кло-то из киноков очень правильно назвал «Кино-Глав отщултью». Это осторожная разведка одного киноаииа рата, тлавная задача которо- го не запутаться в жизненном хаосе и ориентироваться в той обстановке, в которую кино-глаз попал. Оделан один шаг—одна шестая, пу- ти. Потребовалось колоссальное коли- чество затраченной энергии и желез- ное терпение, чтобы в наших техни- ческих условиях довести работу до конца, не поступивиигь ни одним пунктом нашей программы. Когда я вижу на экране эти про- стые кусочки жизни, так тесно ©вя- занные друг с другом, я сам себе не верю, что для того, чтобы их снять, как они есть (а не разыграль) потре- бовалось величайшее напряжение и выдержка, кино-с’емлцика, а иногда и безудержная смелость. Задача следующих серий фрасши- PATS разведку до возможного макси- мума и, технически вооружаясь, не- прерьтвно углублять наблюдение. 1.000 метров «Кино-Глава» это уже фундамент, который мы вакладыва- ем на месте, расчищенном «Кино- Правдой» Это уже база для массово- го наступления кино-аппаратов на видимый мир. Это уже близко к штурму мировой кинематографии и к осуществлению идеи «Кино-Глава». Дзига Вертов. Редакция помещает настоящую статью о целях информации читате- лей о течений, представляемом Д. Вертовым. «Дочь Африки». Отличие Л 43 (59) TTT NT „ГУЛ ПУСТЫНИ“ Немецкое старательное подража- ние американским, уже примелькав- шимся нам приключенческим филь- мам типа «Потерянного города» или только в том, что средства постановки много скромнее, а содержание осмыслен- ней. Картина смотрится с интересом, но не благодаря своему кинематогра- фическому оформлению, а вследствие занимательности сюжета, банально- романтического, не лишенного неко- торой поэтичности. Ценою введения местами обильных надписей, карти- не придан известный политический смысл (действие развертывается на фоне восстания арабских племен против владычества англичан). Все прочее в ленте весьма обычно. Пустыня Сахара, онятая в немец- ких дюнах. ‘Обязательный, недурно инсценированный самум. Дикие зве- ри, взятые на прокат из воологиче- ского сада. Эффектная верховая евда. Восток, воспроизведенный по карти- нам табачных коробок. Актеры, оде- тые в европейские костюмы, двига- ются свободно и непринужденно, играют неплохо; те же, что и ив- ображают арабов-—неприятно теа- тральны (за ‘исключением Сида). Л.Р. „ПОХИЩЕНИЕ ЕЛЕНЫ“ с Монументальные декорации; огром- артнетки Эдди Дерклеа (Елена) не ные массы статистов; тщательная TeMEHKA; сюжет фильмы разработан одним из лучших сценаристов Гер- мании Гансом Кайзером: постановка крупного режиссера Манфреда Ноа; Участвуют популярные артисты— Альберт Басоерман, Альберт Штейн- рюк, Гайдаров, Карл де-Фохт, и про- чая, и прочая, и прочая... А картина смотрится со скукой!.. После четвертой части пролетарский зритель начинает сожалеть, что кар- тина в двух сериях, а после пятой оказывается, что и первая серия слишком длинна. В чем же затвоздка? ФЗатвоздка в том, что «Иллиада», да и весь Гомер абсолютно не кинематографичны. Й темпы древнегреческого эпоса, пере- несенные пунктуально, на пленку, тоскливо и оперно—не нужны. В со- ветской стране кинематографическая «Иллиада» не нужна вдвойне. Ну ка- кой такой рабочий разбирается во всех этих греческих богах, богинях, героях и прочей чепухе, загружавтней головы воспитанников классических гимназий? Оклонен, думать, что и среди 90 процентов современных ву- зовцев эти познания совершенно от- сутствуют. Без них же картина, про- сто непонятна. В первой серии имеются любопыт- ные занятные сцены (со львами и др.); есть остро-поставленные момен- ты. Игра до сих выше среднего немецкого уровня, но В. Гайдаров в роли Париса („Похищение Елены“) РЕ ЗЕЕ ИИ а в общем терпима Гайдаров (Парис) пор незнакомой нам сух и неврастеничен. К. ХРОНИКА КИН Емкость советского кино-рынка. «Госкино» подведены итоги количе- ству выпущенных им копий картин собственного производства, не считая новых картин, недавно выпущенных или только что законченных. Данные эти указывают на большой спрос на советские картины. «Батько Кныш» выпущен в количестве 23-х экезмпля- pos, «Ha крыльях в высь»—20 экз., «Василий Грязнов»—17 эка, «Теплая компания»—16 экз. Количество ко- Научные фильмы из Швеции. У фирмы «Свенска-Фильм-Индустрия» «Госкино» приобрело 50.000 метров научных картин (50 различных сю- жетов, среди которых сел.-хоз.). Формула А. В. Р.-14853—сцена- рий А. Каменского, ‘пропагандирую- щий идеи «Доброхима», приобретен производственной конторой «Крас- ная Звезда». Постановку препола- гается поручить режиссеру Гардину. Журнал «Красная Звезда». Кино- пий некоторых из этих картин, не- бюро ПУР‚а выпущен очередной но- давно ‘выпущенных, несомненно, уве- личится. Похороны В. Я. Брюсова, приезд в Москву французского коммуниста, т. Марти, открытие сельско-ховяйствен- ной выставки в с. Быково, заеняты «Госкиино». «Деревня, как она есть» и журнал П. К. № 2, снятые оператором Соло- довоким, тод руководством А. Гана, ‘выпущены «Пролеткино». СТОЯ ear SS 52’ — Е НАШИ ШАРЖЯ Рис. А. Разумноло. & = a > Khaomyes Председатель Правления „Госкино“ SE eee «В угаре нэпа—сценарий B. Dye- мана, постановка Светозарова, опера- тор Дорн, закончена, и выпускается в прокат конторой с’емок «Госкино». Картина рисует красного директора, прошедшего угар нэпа, тюрьму и вновь переродившегося и поступив- шего простым рабочим в тот же ва- вод. Костюмерная мастерская. «Красная Звезда» открыла прокатную KOCTIO- мерную мастерскую с большим выбо- ром военных костюмов старой армии. мер журнала, в который вошли— похороны Брюсова, жизнь Красной армии ит. д. Новая постановка «Руси». Начата с’емками художественная картина, «Клад», по сценарию Гребнера, (автор «Четыре и пять»). Картина снимает ся, по заданию Художественного со- вета по делам кино при Главполит- просвете и предназначается главным образом для деревни Режиссер К. В. Эгерт, в тлавных ролях заняты: Н. А. Фабокая, М. Г. Мухин (театр Мейер- хольда), В А. Попов (Первая студия М. Х. А. Т.) В. А Ооколов (Камер- ный) и Н. Н. Шамин (Малый т). Кар- тину шредполагают закончить в тече- ние толутора месяцев. Режиссером Я. А. Протозановым начата работа по постановке художе- отвенной фильмы «21-е Октября». Поездка Я. Протозанова, в Бухару не состоится. Маневры Черноморского флота за- сняты оператором Г. В. Гибером и выпущены в прокат «Севзапкино». Конгресс К. С. И. (Красного Спорт- интерна) заснят оператором Новиц- ким и выпущен в прокат «Севзат- кино». 5-й конгресс Коминтерна, «Севзат- кино» смонтировало и выпустило в прокат большую фильму в 5 частях (5-й конгресю Коминтерна). «Борьба за Вестингауз». «Севзажки- но» купило сценарий М. Леонова — дедектив, рисующий гибель за гра- ницей треста «Вестинтауз, благода- ря изобретению русским рабочим Ка- занцевым усовершенствованного тор- маза. Картину будет оставить режис- сер М. И. Доронин, натурные <’емки будут произведены в Москве и ва Волховстрое, ‘павильонные в Ленин- граде. Поправка, В первых строках статьи т. И. Кобзева «К, итогам произ- водютва «Госкино» (№ 42(58) «К.-Г.») налечатано: «Не имея цифровых дан- ных © работе «Гоакино» в целом» и т. д. Оледует: «о работе Совкино в целом» ит. д. я