изучением форм шрифтов, что у них много других забот, чтобы устоять во все увеличиваю
щейся конкуренции и борьбе за существование, что они должны быть прежде всего людьми дела, что они могут жить только прибылью, а не
искусством — все эти возражения не имеют под собою никакой обоснованной почвы и являются не более как самообманом,— покрывалом для при
крытия наготы, которой честный и опытный типограф должен стыдиться, особенно теперь, когда наши типографии в большей своей части являются предприятиями государственными.
Все чаще и чаще входит в привычку предоставлять заказчику для хорошей книги самому под
бирать шрифты, а последний «для примера» не
редко вырезает для своего заказа шрифты из объявлений, — все это отдельные, но веские признаки, говорящие далеко не в пользу типограф
щика и наводящие на серьезные размышления. Наши типографщики по ложному пониманию своей профессии, которую они понимают только как «дело наживы», упускают совершенно из виду художественную сторону печатного дела. Заказы
вая, например, наборную машину, они редко спра
шивают о том, отливает ли она действительно красивый и вполне соответствующий своему на
значению шрифт; нет — они осведомляются лишь о том, сколько тысяч букв машина «гарантируетим в час. А при покупке титульных шрифтов — заказ получает та словолитня, которая даст наи
большую скидку, по крайней мере такой порядок существовал даже в последнее время, и так по
ступали не только частные владельцы, но и казенные типографии.