вом разделении труда, понятно, требуется меньше людей на данную операцию.
Место рода и патриархальной семьи занимает при капитализме в городе мещанская,
затем капиталистическая семья, а в деревне? Тут происходит не только отделение промышленности от земледелия, но дальнейшее раз
деление труда и в самом сельском хозяйстве. При капиталистическом сельском хозяйстве производитель уже оторван от других в силу укрепления, с одной стороны, специализации, в силу отделения полеводства от животноводства—с другой.
Община (значит и деревня) разложилась и из деревни человек переходит на ферму-хутор. Что же будет при социалистическом способе размещения?
Не будет ни города, ни деревни 1, не будет грани между ними, они соединятся в одно целое.
А жилище? Жилище—это продукт дальнейшего технического разделения труда. Послед
нее приведет к еще большему уменьшению его размеров. От родового, от патриархаль
ного жилища в 4 поколения, от мещанского в два поколения, капиталистического в одно, техническое разделение труда при социализме приведет к жилищу на одного человека — к индивидуальному жилищу.
Почему при капитализме этого не происходит?
Потому что жена и муж еще не могут произвести окончательного разделения труда,
как капиталист связан разделением труда с наемным рабочим. Они связаны единством хозяйственных интересов: наследования иму
щества и общностью капитала. Точно так же и пролетарская семья связана общностью интересов воспроизводства своей рабочей силы и надеждой на поддержку своих сил детьми на старости.
Лишь социалистические отношения поставят общество непосредственно перед производителем-человеком и человека-производителя непосредственно перед лицом общественных лишь связей...
Ибо они уничтожают разделение труда между мужчиной и женщиной.
[Необходимо заметить: ход определенной различных форм семьи — патриархальной, мещанской, мелкобуржуазной, капиталистиче
ской и пролетарской, сознательно дан нами в абстрактных формулах.
В жизни неизбежны отклонения. Патриархальная семья (4 поколения) может прибли
жаться по размерам к роду — 6 поколений. Мещанская (2 поколения) к патриархальной — 4 поколения.
Капиталистическая и пролетарская (1 поколение, пара, чета) к мещанской—2 поколения].
Форма расселения: город, деревня, форма влияет на ВНЕШНЮЮ ФОРМУ ЖИЛИЩА, но никак не на внутреннюю.
1 Так как не будет общественною разделения труда на добывающий и обрабатывающий, т. к. произойдет соединение промышленности с земледе
лием, а не наоборот, последнее означало бы лишь машинизацию процессов добывания.
Не важно, живу я в отдельном бараке-общежитии или в общежитии, помещающемся в большом доме. Социальный характер формы жилья не изменился. Все равно, форма жилища в том и другом случае является примитивно-коммунистической.
То же самое не важно, живу ли я в отдельной квартире многоквартирного дома или моя отдельная квартира помещается за го
родом и называется поэтому коттеджем.
И в том и другом случае социальная форма жилища одна: семейно-мещанская.
Не важно, живу ли я в комнате отдельной, помещенной внутри большущего дома, или нет, ибо комната остается комнатой, хотя бы ее и поставили за город одну и окру
жили бы, скажем, зеленью, тишиной и пр. Социальный характер или вернее социаль
ная форма, внутренняя форма жилища не изменилась.
Такой получается вывод, если мы оторвемся от навязчивого физикогеографического критерия и будем пользоваться социально-историческим...
И в первом случае и в последнем факт совместного, коллективного производства на
лицо. Но в первом случае он приводит к совместному жилищу, а во втором к отдельным квартирам на семью и даже к отдельным комнатам на человека.
При низкой технике общий труд означал и общее место жилья, при высоко развитой, капиталистической технике (разделении труда) общий труд создает ОТДЕЛЬНОЕ ЖИ
ЛИЩЕ, но (сплошь и рядом) ОБЩЕЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ. А это не одно и то же.
Может быть зато общность местоположения (дом, квартал, город2 создается общно
стью в производстве? Нет. Далеко нет. В этом вся суть. Работа на предприятиях Форда есть общая работа на один концентрирован
ный капитал, но люди живут в различных группировках: одни под Детройтом, другие в Ирландии, третьи в Константинополе, четвертые в Белграде.
То же самое в любом солидном пароходном деле: одни живут на берегу, другие на пароходах. Но трудятся все в одном предприя
тии, ибо если остановить работу одной из группировок — остановится и другая.
Совместный труд примитивных народов влек за собой совместное жилье. Совместный труд современных народов развивает личность.
Как, в связи с чем развивается личность в человеке? В связи с появлением собствен
ности. Собственность в ее хозяйствующей,
эксплоатирующей, подавляющей другие, все другие личности кроме личностей — членов данного эксплоататорского коллектива, исчезнет.
Но рождаться человек будет отдельно — не коллективно. Есть, пить, спать и одеваться и т. д., словом ПОТРЕБЛЯТЬ будет всегда
2 Город — это форма расселения. Она порождает и свою форму группировки: горизонтальную и вертикальную. Город т. о. является условием группи
ровки жилищ, местом расположения жилищ, но не формой ее (группировки).