ТЕШЕСТВКЛ МАЛИОВЫХОГО
	„пусть
только
время скорей родит
такого, как я
быстроногого*
	(Маяковский)
	К десятилетию со дня смерти
	В. Емельянченко
	Маяковский писал болышей частью на-
ходу, в движении. Коридор вагона. Мая-
ковский ходит из конца в конец, и
кажется, что чем быстрее едет поезд, тем
быстрее он обдумывает свою мысль.:.

На долгую поездку Маяковский почти
никогда не соглашался, так как она при-
едалась, но и на месте сидеть он тоже не
мог».

Путешествия и поездки так прочно вошли
в быт Маяковского, что он, по свидетель-
ству его друзей, даже время иногда изме-
рял верстами и говорил, что брился столь-
ко-то верст, пил чай столько-то верст. Мая-
ковский вечно стремился в незнакомые ему
города, в неизвестные края.

Какие же силы постоянно влекли Мая-
ковского в путь?

В одном из своих стихотворений он при-
знается:
	«Я до путешествий
‚очень лаком,
езжу Польшею,
по чехам,
по словакам».
	Но вряд ли можно только одной любовью
к путешествиям объяснить все его много-
численные странствия. Более серьезные
побуждения заставляли Маяковского путе-
шествовать.

В книге «Мое открытие Америки» Мая-
ковский пишет:

«Мне необходимо ездить. Обращение с
живыми вещами почти заменяет мне чте-
ние книг. Езда хватает сегодняшнего чи-
тателя. Вместо выдуманных интересностей
о скучных вещах, образов и метафор —
вещи интересные сами по себе».

Маяковскому необходимо было ездить.
Необходимо потому, что путешествия очень
много давали ему как поэту. Впечатления,
возникшие перед ним от посещения новых
стран, мест, от встреч с новыми людьми,
он поэтически претворял в своих замеча-
тельных произведениях,

Перелистайте книги Маяковского. Стра-
ницы их пестрят такими заглавиями: «Вла-
дикавказ—Тифлис», «Севастополь—Ялта»,
«Париж», «Версаль», «Испания», «Атланти-
ческий океан», «Тропики», «Мексика», «Мек-
сика-—Нью-Йорк», «Еду», «Крым», «Казань»,
	«Киев», «Краснодар», — «Екатеринбург—
Свердловск», «Чатырдаг», «Евпатория» и
т. Ц. ит. п.
	Уже по одним названиям его произведе-
ний можно судить о том, как много поэт пу-
тешествовал и какую огромную роль сыгра-
ли путешествия в его творчестве.

В ‹Разговоре с фининспектором» Мая-
ковский с полным основанием требовал:
	«Гражданин,
учтите билет проездной!
—Поэзия
—вся!--
езда в незнаемое».
	Но для Маяковского, отдавшего всю свою
звонкую силу поэта атакующему классу,
	поэзия не была самоцелью. Наполняя всегда.
	свое творчество социальными мотивами, он
учил, что «каждое стихотворение должно
иметь в себе полный политический идей-
ный заряд»,

И не ради узко поэтических интере-
сов путешествовал Маяковский. Поезд-
ки и путешествия по Советскому Союзу
и по чужим странам, сопоставление ‘совет-
ской действительности с капиталистиче-
ской давали ему эту идейную зарядку, на-
каливали его чувства советского гражда-
нина, обостряли политическое зрение:
		«Если глаз твой
врага не видит....
...если ты
отвык ненавидеть, —
приезжай сюда,
в Нью-Йорк»,
(«Порядочный pancdaxtsHy 3
	И заграничные путешествия нужны были
Маяковскому прежде всего потому, что они
заостряли его поэтическое оружие в борьбе
за социализм, помогали ему нанести враж-
дебному миру капитализма точные и сокру-
шительные удары.

правители капиталистических стран
боялись поэтических ударов Маяковского.
С большим трудом ему удалось получить
визу на въезд в Соединенные Штаты, но
все усилия его получить разрешение на по-
сещение Англии так ни к чему и не привели.

% *

*

В первое свое заграничное путешествие
Маяковский отправился в Латвию весной
1922 г. Из последней своей поездки в’Па-
риж и Ниццу он возвратился в Москву в мае
1929 г. За эти 8 лет он только в 1929 г. не
выезжал за пределы СССР. Он видел «при-
липшие к скалам» села Испании. Неодно-
кратно посещая Францию, он без устали,
«не щадя каблука», «до видений в глазах»,
ходил по парижским улицам, разговаривал
	‚с Эйфелевой башней, «спускался в партер,
	подымался к хорам» прославленного Собора
Парижской богоматери. И, читая пись-
мена, украшающие храм, про «боговы блага
на небе», он беспокоился о том, как лучше
использовать собор в будущей советской
Франции:
«Конечно,
под клуб не пойдет—
темноват, —
o6 этом не думали—
классики».
(«Notre Dame» )
	Варшаве он беседовал с памятником
маршалу Понятовскому, изображенному с
мечом в руке, направленным на восток.
Понимая, что «восток — это мы. Восток —
	 
	 
	 
	 
	 
	‚В, В. Маяковский в Испании
	«Я земной шар. чуть не весь обошел», —
этими словами открывается ХГХ глава поэ-
мы Маяковского «Хорошо». Слова эти —
не поэтический вымысел и не преувеличе-
ние.
	Значительную часть своей жизни Мая-
ковский провел в путешествиях и поездках
по СССР и за границей. Он посетил множе-
ство городов Советской Страны, объездил
почти всю Европу, побывал на острове
Куба, в Мексике и Соединенных Штатах.
	Дважды он собирался совершить путез
шествие вокруг света, разрабатывал мар-
шруты этих путешествий, не оставлял мы-
сли о них до конца своей жизни, но осуще-
ствить их ему не удалось, Лишь в чудесном
стихотворении для детей «Прочти и катай
в Париж и Китай» Маяковский совершил
с ребятами «путешествие» вокруг света по
тому самому маршруту, по которому соби-
рался проехать сам.
	В музее-квартире Маяковского в Мо-
скве среди многих предметов личного оби-
хода поэта посетитель может увидеть ма-
ленький выцветший глобус, по которому
Маяковский любил намечать маршруты
своих заграничных поездок. Там же хра-
нятся добротный ‘чемодан с инициалами
поэта и Знаменитая складная резиновая
ванна — неизменные спутники его в поезд-
ках по Советскому Союзу.
	«За последние четыре года, вспоминает
П. И. Лавут (организатор всех поездок по-
эта по СССР), Маяковский провел в дороге
около 300 дней. Вдумайтесь в эту цифру:
это значит, что каждый пятый день он про-
водил в поездках. Говоря о. любом другом,
следовало прибавить: а значит, проводил
вне нормальных. условий. О Маяковском
	этого сказать нельзя. Поезд, дом, цех, ку-
	рорт — для работы ему было одинаково
удобно все.
	 
	В, В. Маяковский в Америке