ГЛАВА ПЕРВАЯ.


I. Экономическія и классовыя противорѣчія




къ началу революціи.


Послѣ торжественной процессіи въ понедѣльникъ 4 мая 1789 г. безсодержательной тронной рѣчью были открыты въ Версалѣ „Генеральные Штаты“, т.-е. собраніе представителей: 1) отъ дворянства, 2) отъ духовенства и 3) отъ такъ называемаго третьяго сословія. 5-го мая начались совѣщанія третьяго сословія. Открылись пренія по вопросу,
будетъ ли каждое сословіе засѣдать и выносить рѣшенія отдѣльно, или же всѣ они составятъ общее собраніе, и рѣшенія будутъ приниматься по большинству голосовъ, а не по большинству сословій. Вопросъ
представлялъ великую важность. Если бы голосованія производились по сословіямъ,—двумъ первымъ, привилегированнымъ сословіямъ, дворянству и духовенству, было бы обезпечено неизмѣнное большинство.
Напротивъ, если бы голосованіе было поголовнымъ и производилось въ общемъ собраніи, большинство принадлежало бы представителямъ „третьяго сословія“. Оно провело бы рѣшенія, соотвѣтствующія его интересамъ,— впрочемъ, если бы только король не отказался утвердить эти рѣшенія.
Слѣдовательно, вопросъ о порядкѣ голосованія былъ въ то же время вопросомъ, дворянству ли съ духовенствомъ или же „третьему сословію“ будетъ принадлежать главная роль въ Генеральныхъ Штатахъ.
По крайней мѣрѣ третье сословіе такъ именно и понимало этотъ вопросъ. Оно еще не видало противорѣчій, которыя скрывались въ его собственныхъ нѣдрахъ, и точно такъ же не замѣчало той трещины,
которая раскалываетъ ряды привилегированныхъ сословій. Отъ политически не изощреннаго взгляда вождей третьяго сословія совершенно укрывались тѣ противорѣчія, которыя существовали между старинной
аристократіей — и придворнымъ и служилымъ дворянствомъ, между высшимъ духовенствомъ—и деревенскими аббатами изъ крестьянъ: эти внутрисословныя противорѣчія скрывались для вождей третьяго сословія передъ противорѣчіями между сословіями.
Въ послѣдній разъ передъ тѣмъ Генеральные Штаты были созваны въ 1615 году. Конечно, представители третьяго сословія чувствовали,
что съ того времени Франція стала совершенно другою, и что само третье сословіе занимаетъ въ ней совершенно иное положеніе. Многіе чувствовали, что третье сословіе, которое до того времени было „ничто“, впредь должно по праву сдѣлаться „всѣмъ“. Но въ большинствѣ случаевъ очень неясно представляли себѣ, какимъ способомъ эта цѣль