Ильинский*), станем там в 25 шагах от угла и обернемся в сторону Остоженки.


1-й пейзаж 2 Ильинского переулка.


Перед нами угодит небольшой переулок,


упираясь в Остоженку. Его пейзаж ясно делится так же, как и в первом переулке, на два плана. Задний план—коридор доходных домов, в переднем доминирует природа: много зелени, неба, простора. Пусть экскурсанты проверят свои эстетические переживанья на всем этом материале. Получатся те лее выводы, как и на материале пер
вого пейзажа. Пейзаж города состоит из двух основных и постоянных элементов: каменной (иногда деревянной)
одежды города с одной стороны, неба и зелени—с другой. Архитектурные массы города дают основное впечатление города, за ними идут линии, на последнем месте краски (по крайней мере у нас в средней полосе России).
Дадим себе отчет, какие исторические условия создали эти каменные коридоры домов, называемые городскими улицами Этидома—яркие памятники эпохи капитализма. Высокая цена на землю, определяемая тем, что город—насыщенный людьми узел человеческого общежития; чем интенсивнее городская жизнь с ее промышленностью и торговлей в данном районе, тем дороже земля. Чем дороже земля, тем выше, тем теснее строятся дома.
Двор—усадьба начала XIX в. к концу этого столетия, в связи с ростом капитализма, превращается в двор—щель для света: комната светлая при сдаче внаймы ценится много дороже комнаты темной. Два таких двора—щели видны в правой группе домов второго плана. Техника эпохи капитализма не только легко справляется с задачей
*) Задача руководителя во время этого перехода приемом, указанным а нашей вводной статье, (ч. 1, сгр. 30) не дату, экскурсантам прежде вре кени увидать Кремль.