Нет сомнения, что в первоначальное время этот вкус определялся заимствованиями; он воспитывался из тех же источников, которые создавали торговый капитал Москвы. Постоянное указание на выгодное географическое положение Москвы совершенно спра
ведливо однако при том обстоятельстве, что это положение было захолустьем, куда не так-то легко было попасть по, сравнительно, мелким, ничтожным
речкам. Зато по ним из Москвы лежала всюду дорога; по Москве-реке, Оке, Клязьме лежали пути на восток и юго-восток, к Владимирскому княжеству, Рязани, далее—к Нижнему на Волгу и на Восток. Через Москву-реку и Оку ездили как на юг, в Черниговщину, к старым городам, к византийской куль
туре, так и на запад, вверх по Угре и волоком к Днепру, на Дорогобуж и Смоленск. Через Волок Ламский поднимались на север, к Твери и Новгороду.
Из всех этих соседей Москва наиболее была связана с Смоленском и Владимиром и постоянно боролась с Рязанью и Тверью, позднее с Новгородом. Надо думать, что первые шаги в искусстве, сколько-нибудь самостоятельные, определены были Смоленском и
Владимиром; недаром Смоленский и Владимирский варианты икон Богоматери являются в Москве попу
лярнейшими. В живописи уже в первой половине XIV в. большую роль на Москве играли греки.
Монументальных памятников от этой эпохи не сохранилось, начиная с первого каменного храма — Успенского собора в Кремле, заложенного в 1326 г. Летописи говорят нам о многих каменных храмах и даже палатах Москвы XIV и XV вв., однако, лишь в немногих постройках Кремля усматривают остатки (обычно фундаменты) XIV в., в том числе и в церкви Спаса на Бору, принадлежащей уже XVI в. Быть