всѣхъ понятными и связаны были съ мыслью о томъ, что данный участокъ имѣетъ владѣльца. Точно также соломенное помело на деревѣ весьма ясно говорило нашимъ предкамъ, что дерево это имѣетъ хозяина, и т. д.
Но такъ какъ подобные знаки дѣлались впослѣдствіи весьма многими, то каждый, естественно, старался найти средство отличить свой знакъ отъ чу
жого. Вотъ почему древнѣйшіе памятники, курганы и другіе подобные знаки
стали впослѣдствіи отмѣчаться различной величины и формы камнями. На островѣ Св. Пасхи еще до сихъ поръ существуетъ множество такихъ камней,
и туземцы прекрасно узнаютъ ихъ значеніе по особымъ, имъ извѣстнымъ, признакамъ. Незначительное различіе въ формѣ и величинѣ этихъ камней даетъ имъ полную возможность прочесть въ и ихъ извѣстную мысль, а потому эти камни имѣютъ для нпхъ такое же. значеніе, какое для насъ имѣютъ надписи на могилышхъ плитахъ 1).
Не слѣдуетъ, однако, думать, что съ помощью предметовъ люди выражали одни только конкретныя или вещественныя понятія. Напро
тивъ, существуютъ данныя, свидѣтельствующія о томъ, что до-культурные люди изображали предметами и различныя понятія чисто отвлеченныя.
Для этой цѣли они выбирали такіе предметы, которые путемъ ли ассоціаціи, или же въ силу пзвѣстныхъ обычаевъ и привычекъ вызывали въ умѣ опредѣленныя, у всѣхъ людей одинаковыя отвлеченныя понятія. Когда, наиримѣръ, первобытные народы объявляли другъ другу войну, то они посылали своимъ врагамъ копье, стрѣлу или какое-нибудь другое оружіе, употре
бляемое въ битвахъ, и, конечно, на томъ основаніи, что одинъ только видъ этихъ оружій напоминалъ имъ войну. У иѣкоторыхъ некультурныхъ народовъ существовалъ также обычай при заключеніи мирныхъ договоровъ за
куривать трубку и передавать ее изъ рукъ въ руки, и вотъ, благодаря этому обычаю, они пользовались трубкою, какъ символомъ мира. Жители Суматры еще до настоящаго времени посылаютъ другь другу кусочки соли длявыраженія дружбы, бетель для выраженія обиды, перецъ для выраженія нена
висти, и т. д., и т. д. Для передачи свопхъ мыслей и желаній очень часто люди пользовались и животными. Такъ, Геродотъ намъ разсказываетъ, что,
когда древніе персы потребовали отъ скиоовъ добровольнаго признанія ихъ могущества и власти, то вмѣсто отвѣта скиѳы имъ послали птицу, мышь, лягушку и пять стрѣлъ. Все это означало следующее: «Персы, если только вы не умѣете летать подобно птицамъ, прятаться въ землю подобно мыніамъ, прыгать по болотамъ подобно лягушкамъ, то будете осыпаны нашими стрѣлами, лишь только вы вступите въ скиѳскую землю».
На этой такъ-называемой подготовительной ступени историческаго развитія письма стояли почти всѣ до-культурные народы земного шара.
НѢкоторыя дикія племена еще до настоящаго времени не оставили этого первобытнаго способа передачи свопхъ мыслей и желаній. Такъ,
1) Cartailliac, Matériaux pour l’iiistoire de l homme, 1874, стр. 140.