крестьянъ отъ крѣпостной зависимости. Изъ числа другихъ вновь возникшихъ храмовъ слѣдуетъ упомянуть объ
имѣющемъ огромное историческое и государственное значеніе храмѣ въ честь св. Романа Сладкоиѣвца въ усыпальницѣ бояръ Романовыхъ, въ Новоспасскомъ монастырѣ.
17 октября 1906 года послѣдовапъ Именной Высочайшій указъ Правительствующему Сенату, всколыхнувшій всю церковную жизнь Россіи. Въ этомъ указѣ говорилось:
„Въ душевномъ стремленіи Нашемъ обезпечить за всѣми Россійскими подданными свободу исповѣданія вѣры
и общественной молитвы согласно велѣніямъ совѣсти каждаго, Именнымъ Указомъ Нашимъ, въ 17 день Апрѣля
1905 года Правительствующему Сенату даннымъ, повелѣли Мы утвердить сіе высокое, освященное основными законами Ймперіи начало и въ отношеніи последователей старообрядческихъ согласій, а также нѣкоторыхъ сектантскихъ толковъ.
Продолжая это дѣло мира и любви, нынѣ признали Мы за благо, ввидахъ устроенія и внутренней жизни означенныхъ согласій и толковъ, опредѣлить точными правилами порядокъ образованія и дѣйствія старообрядческихъ и
сѳктантскихъ общинъ, а также права и обязанности входящихъ въ составъ общинъ послѣдователей старообрядче
скихъ согласій и отдѣлившихся отъ православія сектантовъ, поручивъ вмѣстѣ съ тѣмъ министру внутреннихъ дѣлъ озаботиться скорѣйшею разработкою закона о сектантахъ, отпавшихъ отъ иныхъ христіанскихъ исповѣданій.
Съ вѣрою въ благодатный промыселъ Всевышняго Создателя уповаемъ, что пріемлемая, въ развитіе Указа Нашего отъ 17 апрѣля 1905 года, мѣра сія послужитъ къ укрѣпленію въ старообрядцахъ вѣками испытанной предан
ности ихъ Престолу и Отечеству и къ вящшему возвеличенію, силою истины и свободнаго убѣжденія, общей матери Нашей Святой Церкви Православной.
Одобривъ посему составленный, во исполненіе предначертаній Нашихъ, заключенія совѣта министровъ по настоящему предмету, повелѣваемъ:
Въ отмѣну, измѣненіе и дополненіе подлежащихъ узаконеній, на основаніи статьи 87 Свода основныхъ государственныхъ законовъ изданія 1906 г., постановить правила о порядкѣ устройства послѣдователями старообрядческихъ согласій общинъ, а также о правахъ и обязанностяхъ сихъ лицъ“.
Эти новыя правила вызвали огромное движеніе въ старообрядческомъ мірѣ: открылись запечатанные алтари, зазвучали долго молчавшіе колокола старообрядческихъ церквей, стали совершаться съ необыкновенной торжествен
ностью крестные ходы, начались съѣзды и соборы старообрядцевъ, усилилось храмоздательство, стали основы
ваться общины и т. д. Это движеніе въ старообрядческомъ мірѣ не могло, конечно, не отразиться и на православной господствующей церкви,—во всякомъ случаѣ указъ 17 октября 1906 г. несомнѣнно открываетъ новую эпоху въ нашей церковной исторіи...