нованія и 30 апрѣля 1472 года заложенъ на томъ же мѣстѣ новый, болѣе обширнѣйшій, въ присутствіи великаго князя, его семейства, бояръ и множества народа *). По со
вершены молебнаго пѣнія, князь своими руками положилъ первый камень, гдѣ надлежало быть алтарю, а потомъ и но всѣмъ угламъ.
Когда разбирали основаніе старой церкви, то обрѣли въ оной гробницы съ нетлѣнными мощами бывшихъ митроиолитовъ Московскихъ: Петра, Ѳеогноста, Кипріана, Фотія и Іоны. 23 мая святыя мощи съ подобающею торжественностію изнесены были отъ земли и поставлены на приготовленныхъ нарочно для того мѣстахъ, во вновь основанной церкви;
мощи же Св. Петра поставлены были въ деревянной церкви Іоанна Лѣствичника, подъ колоколами, где онѣ находились до окончанія постройки Успенскаго храма. Постройку со
бора производили русскіе мастера: Иванъ Крывцовъ и Мышкинъ, они начали строить оный по плану владимірскаго со
бора. Два года продолжалось строеніе и уже складенный до сводовъ храмъ внезанно ночью 20 мая 1474 г. обрушился **). Сему внезапному наденію храма было причиною не искусство нашихъ мастеровъ, а чтобы въ другой разъ не повто
рилось разрушеніе, притомъ желая имѣть лучшихъ и опытныхъ въ архитектурѣ художниковъ, и чтобы воздвигнутый храмъ достоенъ былъ считаться первымъ въ Россійской дер
жавѣ, великий князь послалъ нарочно въ Италію пріискать хорошаго архитектора; вслѣдствіе чего и прибылъ въ Москву венеціанскій зодчій, болонскій уроженецъ, Фіоравенти, котораго хитрости ради называли Аристотелемъ. Въ то самое время Магометъ II приглашалъ его въ Царьградъ для по
стройки султанскихъ палатъ, но Фіоравенти предпочелъ лучшимъ ѣхать въ Россію, съ условіемъ, чтобъ ему ежемѣ
*) „Подроб. лѣтопись“, ч. 1.
**) Карамзинъ, т. VI, ііриб. 102.