дверьми; а въ другой разъ того же года отъ грозы обгорѣла деревянная кровля алтаря, покрытая нѣмецкимъ желѣзомъ *)„
Въ 1514 году повелѣніемъ великаго князя Василія Іоанновича соборная церковь сія была расписана стѣннымъ писаніемъ весьма искусно, такъ, что когда совсѣмъ окончена была работа и Государь съ придворными своими, митрополитомъ Варлаамомъ и знатнѣйшимъ духовенствомъ вступилъ въ оную, то, по словамъ лѣтописца, «видяще преве
ликое созданіе соборныя церкви и многочудную подпись и великихъ чудотворцевъ цѣлебоносные гробы, и воистину мнящеся яко на небеси стояти» **). Въ 1547 году почти вся Москва была въ пламени, и, по сказанію лѣтонисцевъ, «никогда огонь не свирѣнствовалъ въ ней такъ ужасно,
какъ въ этомъ году». Всѣ лавки съ богатыми товарами, гостинные дворы, Богоявленская обитель и множество домовъ,—все это истреблено было пожаромъ. Въ то горестное время вся Москва представляла огромный пылающій костеръ подъ тучами густаго дыма. Деревяиныя зданія исчезали,
каменныя распадались, желѣзо рдѣло какъ въ горнѣ, мѣдь расплавлялась и текла. Ревъ бури, трескъ огня и оглушающіе крики и вопли людей были заглушаемы взрывами пороха, хранившегося въ Кремлѣ и въ другихъ частяхъ го
рода. Спасали единственно жизнь: богатство гибло въ ис
требляющемъ пламени; царскія палаты, казна, сокровища,, оружіе, иконы, древнія рукописи, книги,—все это истлѣло
въ пламени. Изъ Успенскаго собора вынесли только образъ Богоматери, писанный св. Петромъ митрополитомъ, и правила церковный, привезенныя Кипріаномъ изъ Константино
поля. Славная Владимірская икона Богоматери оставалась на своемъ мѣстѣ; къ счастію, огонь, разрушивъ только
*) Карамз. х. IV, пр. 103.
**) Софійскій временликъ ч. II.