описывает теперь трамвай А. Через пять лет, в 1591 году, как только Москва отбилась от новою на
тиска монголов, тотчас же начинается постройка четвертого кольца московских укреплений — Деревян
ного города или Скородома, охватывавшего слободы, лежавшие за стенами Белого города, приблизительно
по линии трамвая Б. Стены Скородома продолжают свое кольцо п за Москвой-рекой, охватывая централь
ные части Замосковоречья. При Михаиле Романове, на месте сожженных в Смуту деревянных стен Скородома, насыпается земляной вал и возникает «Земляной город». Рост города продолжается и за пределами этого земляного вала: возникают новые слободы, по
степенно разрастающиеся и сливающиеся друг с другом.
15 XVIII столетии, при Елисавете, Москва обносится новою пограничною чертой- камер-коллежским ва
лом, линия которого и поныне служит еще границей города .
Так постепенно, органически, из маленькой ячейки на высоком берегу двух рек вырастала почти восьми
сотлетия я М осква, еще недавно «порфироносная вдова», а ныне снова столица.
История роста Москвы предопределяет и расположение путеводительского материала—от Кремля по былым «городам» до застав камер-коллежского вала.