удѣльные и вольные города и области, Московскіе Государи обыкновенно брали оттуда завѣтныя святыни и иомѣщали ихъ въ первопрестольный Успенскій соборъ. Такъ изъ Владиміра, Новгорода, Пскова, Устюга, Смоленска собрался сей священ




ный иконостасъ. Глубока была мысль, руководившая Москов




скихъ Государей въ этомъ дѣлѣ: народы, разставаясь съ своимъ завѣтнымъ сокровищемъ, невольно приковывались къ мѣсту будущаго ихъ храненія, сердце ихъ какъ бы отходило туда за иконою, и родовое усердіе къ ней служило лучшимъ залогомъ вѣрности. Другими словами, Московскіе государи въ данномъ случаѣ примѣняли къ покореннымъ ими оное изрече




те Спасителя: идѣ же есть сокровище ваше, ту будет о и сердце ваше (Матѳ. 6, 21).




А) Святыя иконы по южной сторонъ отъ Царскихъ врать *):


І.Образъ Спасителя на престолѣ, весьма древняго греческаго письма (ок. 1144 г.). Въ лѣвой рукѣ Спасителя— Евангеліе, разгнутое на греческихъ словахъ, означающихъ: Азъ есмь свѣтъ миру... (Іоан. 8, 12), правою рукою Спа
ситель указуетъ долу, внизъ. Присланъ изъ Греціи въ Новогородскій Софійскій соборъ, оттуда взятъ въ Москву
В. К. Іоанномъ III (1476 г.). Въ прежнее время икона эта, по мѣсту происхожденія, называлась Царь-градскою и Кор - сунскою, а по бывшему на ней золотому окладу — Золотою Рясою; нынѣ на ней серебряная риза (13 и 8 четв. 79 фун.) ).
По сказанію Новгородской лѣтописи, Греч. Императоръ Мануилъ написалъ Господа съ благословляющей десницей. Но когда, восхитивъ однажды судъ святительскій, онъ жестоко
*) Истор. свѣдѣнія объ иконахъ изложены по книгамъ: 1) Изслѣдовапіе о русскомъ иконописаніи И. Сахарова, СПб. 1849 г. 2) Москва... изд. Мартынова, М. 1873 г.
**) При описаніи св. иконъ числа въ скобкахъ означаютъ: 1 -е размѣръ иконы въ длину, 2-е въ ширину въ четвертяхъ, 3-е вѣсъ серебр. украшеній на иконѣ въ фунтахъ.