по его словам, „рисковала иметь государя просвещенного“, Чичерин испытывал необычное для его сухой души чувство грустной нежности, в котором условное восхищение перед личностью будущего венценосца сплеталось с привязанностью к талантливому ученику.
Эти разнообразные и сложные отношения к высоким сферам не могли не отразиться на строе мыслей Чичерина. Долгое время он упорно боролся и печатно, и устно против всяких конституционных „вожделений“либеральной части общества. Известная книга Б. Н. Чичерина „О народном пред
ставительстве“, появившаяся 1866 г., имела целью, как мы теперь знаем из откровенного признания самого автора, по
казать неприменимость конституционной формы правления к России.1 И если в конце своей жизни Чичерин должен был изменить свою точку зрения и опубликовал за границей бро
шюру, в которой осторожно высказывался за конституцию, то он уступил лишь поневоле неоспоримой убедительности фак
тов, в значительной степени под влиянием личного раздражения и перенесенных унижений со стороны не только прид
ворного круга, для которого он всегда был чужим, но и самих носителей верховной власти, разочаровавшись в их личных достоинствах и убедившись в безнадежном гниении окружав
шего их „болота “. Но к каким бы выводам он ни пришел в последние годы перед смертью, всю жизнь Чичерин оставался под обаянием обветшалых, сделавшихся вопиющим анахро
низмом после освобождения крестьян дворянских политических идеалов, в основе которых лежала мысль о просвещенном абсолютизме, опирающемся на дворянскую аристократию.
И в области религии Чичерин в детстве был окружен атмосферой старой дворянской традиции, из которой он почерпал „младенческую веру“, утраченную им лишь в юношеские годы.
Так, среда, в которой воспитывался Чичерин, способствовала консерватизму убеждений и классовой узости мышленья. Чичерин был, однако, слишком умен, чтобы сделаться примитивным реакционером. Традиционная дворянская идеология ХѴШ в.
1) Воспоминания Б. Н. Чичерина, Московский университет. Grpj
162—163.