Но прикупать землицу могли лишь хозяйственныя мужички; деревенская беднота была вынуждена арендовать помещичью и церковную землю, при том, арендовать на самых тяжелых условиях, в огромном большинстве случаев „исполу“.
Раз в деревне создавалось избыточное население и крестьянин готов был заплатить за аренду какую угодно высокую цену, крупным землевладельцам не было расчета заводить свое хозяйство или сдавать имение фермеру-капитадисту. -За немногими исключениями, на дворянских и монастырских землях преобладала мелкая крестьянская аренда продовольственного типа 1).
Дворянин, обычно, и не жил в своем поместье, наезжая туда лишь на время, чтобы развлечься охотой или отдохнуть от городских удовольствий.
Накануне революции огромное большинство французских крестьян было лично свободными: они не принадлежали помещику и не были прикреплены к своим участкам, кото рыми могли распоряжаться по своему усмотрению.
Крестьянин считался собственником своей земли, но на ней лежали некоторые платежи и повинности, уцелевшие еще со времени крепостничества.. Эти повинности, носившие название „феодальных , приходилось уплачивать местному сеньеру помещику, который считался верховным господином всей округи.
С каждого земельного участка в пользу сеньера приходилось ежегодно платить „чинш ; особый побор взимался при переходе крестьянской земли в другие руки, при продаже продуктов крестьянского хозяйства на рынке, на перевозах и т. д.
Крестьяне могли молоть хлеб только на помещичьей мельнице. Им запрещалось приступать к сбору винограда на своей земле, пока не будет закончен сбор в господской экономии. Нельзя было продавать молодое -вино, раньше чем через месяц после окончания работ. Последние при
вилегии обеспечивали помещику и дешевые рабочие руки в самое горячее-время и высокие цены на вино.
, Под страхом тяжелых наказаний, крестьянин не имел нрава держать даже охотничье ружье. Кролики и голуби, во множестве разводившиеся помещиками, истребляли кресть
янские посевы. А между тем, благородный дворянин, наезжая в С80й замок, на время охоты, мог безнаказанно вы
таптывать крестьянские поля своими лошадьми и собаками.
1) Аренда, которая берется крестьянином не в целях получения предпринимательской прибыли, а в виду недостаточности для личного потребление продуктов, Получаемых им с собственной земли.