мозванцевъ, каковое время по справедливости называлось; „московскою разрухою “ а въ третьихъ потому, что Малороссія, нѣкогда принадлежавшая Иольшѣ, сде
лалась спорнымъ звеномъ между Россіею и Польшею. Ж самая Малороссія колебалась на чью ей стать сторону,—на сторону ли Россіи и ли Польши?
Въ такихъ трудныхъ обстоятельствахъ „и воспомя* ну Дарь Адексѣй Михаиловичъ древле бывшее чудотвореніе и помощь на супостаты прародителемъ его отъ образа Пречистыя Богородицы Донскія, съ веліею вѣрою и усердіемъ притекъ къ нему, моля Пресвя
тую о заступленіи“ *). 3-го генваря 1646 года въ то самое время, какъ навіи войска спѣшили на встрѣчу татарамъ, Государь, отслушавъ наканунѣ, въ Благовѣщенскомъ Соборѣ вечерню, шествовалъ на богомолье
въ Донской монастырь съ крестнымъ ходомъ въ преднесеніи чудотворной Донской иконы **). И новая по
мощь Богоматери, по усердной молитвѣ царя, послѣдовала вскорѣ. Въ томъ же году и мѣсяцѣ Государя извѣстили, что Ерымцы, разбитые нашими войсками въ Рыльскомъ уѣздѣ, ушли обратно въ Крымъ.
При царѣ Ѳеодорѣ Алексѣевичѣ, (въ 1677 и 1678 годахъ), тѣ же Крымскіе татары, соединившись съ Султаномъ Турецкимъ, два раза вторгались въ заднѣпровскую Малороссію, два раза осаждали городъ Чигиринъ. И война эта была упорная, такъ какъ ханъ Крымскій намѣревался отомстить Россіи за Рыльское пораженіе. Но благочестивѣйшій царь Ѳеодоръ Алексѣевичъ, по
*) Предисловіе ко вкладной монастырской книгѣ. **) Выходы царей. М. 1844 г. стр. 134.