точно также нельзя предположить, чтобы учащісся и безъ учителя часто бывали въ Кремлѣ и чтобы можно было строить на ихъ самостоятельныхъ наблюденіяхъ клдесныя бесѣды. Выѣздъ въ Кремль для большинства школь является все-таки экскурсіей чрезвычайной.
Кремль, далѣе, представляется прежде всего мѣстомъ сосредоточения историческихъ «достопримѣчательностей», обзорь которыхъ не можеть быть пріуро
ченъ къ самымь первымь урокамь и бесѣдамъ по исторіи, а именно первые-то уроки и бесѣды наиболѣе нуждаются въ конкретизаціи, въ наглядности и предметности.
Обученіе исторіи заключается не въ пѳредачѣ разсказовъ объ отдѣльныхъ лицахъ и эпизодахъ, не въ сообщеніи только извѣстнаго количества историческихъ фактовъ. Оно состоитъ въ болѣе цѣнномъ: въ воспитаніи у дѣтей чувства связи настоящаго съ прошлымъ. въ образованіи у нихъ идеи исторической преемствен
ности, нѣкотораго пониманія культурныхъ перемѣнъ во времени. Достигнуть этой задачи возможно лишь при условіи постепенности, самостоятельности и ак
тивности въ обученіи. А то, и другое и третье мыслимо только въ томъ случаѣ, если дѣти начнутъ свое историческое, образованіе не съ чтенія учебной книги, даже
не съ осмотра историческихъ памятниковъ, а съ не
посредственныхъ наблюденій надъ окружающимъ, надъ его перемѣнами во времени. Нужно помочь дѣтямъ подмѣтить въ окружающей жизни и обстановкѣ остатки прошлой жизни и прежней обстановки. Но пусть дѣти подмѣчаютъ перемѣны по возможности сами, по воз
можности самостоятельно, а для этого вниманіе ихъ надо направлять на явленія несложный, простыя, близкія и понятныя. Отсюда проистекаетъ необходимость, прежде чѣмъ итти съ дѣтьми въ Кремль или въ Исто
Кремль, далѣе, представляется прежде всего мѣстомъ сосредоточения историческихъ «достопримѣчательностей», обзорь которыхъ не можеть быть пріуро
ченъ къ самымь первымь урокамь и бесѣдамъ по исторіи, а именно первые-то уроки и бесѣды наиболѣе нуждаются въ конкретизаціи, въ наглядности и предметности.
Обученіе исторіи заключается не въ пѳредачѣ разсказовъ объ отдѣльныхъ лицахъ и эпизодахъ, не въ сообщеніи только извѣстнаго количества историческихъ фактовъ. Оно состоитъ въ болѣе цѣнномъ: въ воспитаніи у дѣтей чувства связи настоящаго съ прошлымъ. въ образованіи у нихъ идеи исторической преемствен
ности, нѣкотораго пониманія культурныхъ перемѣнъ во времени. Достигнуть этой задачи возможно лишь при условіи постепенности, самостоятельности и ак
тивности въ обученіи. А то, и другое и третье мыслимо только въ томъ случаѣ, если дѣти начнутъ свое историческое, образованіе не съ чтенія учебной книги, даже
не съ осмотра историческихъ памятниковъ, а съ не
посредственныхъ наблюденій надъ окружающимъ, надъ его перемѣнами во времени. Нужно помочь дѣтямъ подмѣтить въ окружающей жизни и обстановкѣ остатки прошлой жизни и прежней обстановки. Но пусть дѣти подмѣчаютъ перемѣны по возможности сами, по воз
можности самостоятельно, а для этого вниманіе ихъ надо направлять на явленія несложный, простыя, близкія и понятныя. Отсюда проистекаетъ необходимость, прежде чѣмъ итти съ дѣтьми въ Кремль или въ Исто