точно также нельзя предположить, чтобы учащісся и безъ учителя часто бывали въ Кремлѣ и чтобы можно было строить на ихъ самостоятельныхъ наблюденіяхъ клдесныя бесѣды. Выѣздъ въ Кремль для большинства школь является все-таки экскурсіей чрезвычайной.
Кремль, далѣе, представляется прежде всего мѣстомъ сосредоточения историческихъ «достопримѣчательностей», обзорь которыхъ не можеть быть пріуро
ченъ къ самымь первымь урокамь и бесѣдамъ по исторіи, а именно первые-то уроки и бесѣды наиболѣе нуждаются въ конкретизаціи, въ наглядности и предметности.
Обученіе исторіи заключается не въ пѳредачѣ разсказовъ объ отдѣльныхъ лицахъ и эпизодахъ, не въ сообщеніи только извѣстнаго количества историческихъ фактовъ. Оно состоитъ въ болѣе цѣнномъ: въ воспитаніи у дѣтей чувства связи настоящаго съ прошлымъ. въ образованіи у нихъ идеи исторической преемствен
ности, нѣкотораго пониманія культурныхъ перемѣнъ во времени. Достигнуть этой задачи возможно лишь при условіи постепенности, самостоятельности и ак
тивности въ обученіи. А то, и другое и третье мыслимо только въ томъ случаѣ, если дѣти начнутъ свое историческое, образованіе не съ чтенія учебной книги, даже
не съ осмотра историческихъ памятниковъ, а съ не
посредственныхъ наблюденій надъ окружающимъ, надъ его перемѣнами во времени. Нужно помочь дѣтямъ подмѣтить въ окружающей жизни и обстановкѣ остатки прошлой жизни и прежней обстановки. Но пусть дѣти подмѣчаютъ перемѣны по возможности сами, по воз
можности самостоятельно, а для этого вниманіе ихъ надо направлять на явленія несложный, простыя, близкія и понятныя. Отсюда проистекаетъ необходимость, прежде чѣмъ итти съ дѣтьми въ Кремль или въ Исто