„план Суздальскому подворью, состоящему в Белом городе, Мясницкой части в 5 квартале, под № 418, а прежде 462, с смежными домами, а именно: 417 — церкви Софии премудрости божии дьячка, 416—оной церкви пономаря, 419—купца Василия Ефремова сына Со
колова и 420 — купчихи Христины Филипповой дочери Беккере. По измерении в натуре сочинен вследствие предписания Комиссии для строений в Москве от 28 августа 1828 года за № 3630 при 1 отделении чертежной. Сентября 10 дня того же года“.
На плане изображен, в масштабе 5 саж. в 1 дюйме, тот же квартал между Кузнецким мостом, Рождественкой, р. Неглинной и Екиманской ул., что и на плане 1809 г. Но, тогда как последний план давал большую определенность сев.-зап. части квартала, не доводя его до Рождественки, план 1828 г., наоборот, лучше всего обрисовывает юго-восточную часть квартала, не доводя его до р. Неглин
ной. Оба плана, таким образом, взаимно дополняют друг друга. Но расстояние в 19 лет сказывается на них чрезвычайно сильно. Мы знаем, что уже в 1817 г. р. Неглинная была заключена в трубу—и, вместо канала с бассейном, образовалась новая улица — „проезд у Петровского театра , впоследствии Неглинный проезд. Вместо Екиманской ул. образовался „проезд с Никольской площади к Петров
скому театру , позднее названный Софийкой, а ныне называющийся Пушечной уливдй. Софийка не совпадала с Екиманской ул.: тогда как посдедняя шла, приблизительно, от нынешней межи Малого Театра и Александровского пассажа на Неглинном проезде к Фур
касовскому пер., зарезая владения б. Театрального училища, Суздальского подворяя, Захарьина, князей Голицыных и оставляя ц. Софии к югу от себя, на площади перед Пушечным двором—Софийка, как известно, начинается на Неглинном проезде против б. Голофтеевского пассажа, значительно севернее прежней Екиманской улицы и выходит на пл. Дзержинского, б. Лубянскую, много южнее ее1).
План 1828 г. интересен тем, что на нем изображена северо-восточная часть Пушечного двора, площадь здания церкви Иоакима и Анны и, самое главное, указана перепланировка улиц в этом месте, произведенная в 20-х годах XIX столетия, за незначительными измене
ниями, суц^ествующая до настоящего времени. Из плана ясно видно, как зарезает современная Пушечная, прежняя Софийка, улица Пу
шечный двор: внутренняя восточная стена последнего проходила в 3 саженях по Софийке к западу от юго-зап. угла ее с Рождественкой, вдавалась в Софийку на 2,5 саж. под углом в 105°, обращен
ным в сторону Рождественки; затем поворачивала на запад под углом в 97° уже северная стена Пушечного двора, пересекавшая южную сторону Софийки в 25,50 саж. от названного угла Рождественки. Внутри современного квартала между Пушечной, Рождественкой, Неглинной и Театральным проездом северная стена Пушеч
ного двора делала изгиб к юго-западу в 168°; длина ее от северовосточного угла его до изгиба 29 саж. Ширина северной стены показана
!) Это все верно, если считать Екиманской ул. на западе, у р. Неглинной, все расстояние между северными стенами Пушечного двора и южной частью вышеотмеченного квартала от Кузнецкого моста. Если же предполагать, что обывательские дворы на этом пространстве у р, Неглинной, на церковной земле, вплотную примыкали к Пу
шечному двору (как это и изображено на плане 1809 г. и чертеже XVII в.), то Екиманская ул. шла лишь с севера от них (так она и обозначена на чертеже XVII в.), начинаясь только на несколько саженей южнее теперешней Софийки, доходила прямой ли
нией до Рождественки и лишь от нее поднималась под углом к южному углу с ул. Дзержинского нынешнего Фуркасовского пер.