Остальные газеты доставляют в каждом отдельном· случае разночтения и дополнения к основному тексту, напечатанные ;в виде примечаний. Таким образом, в распоряжении читателя оказывается решительно все, что осталось от мысли Дантона, поскольку она более или менее удовлетворительно была воспринята и воссоздана целым рядом слушателей его речи. Оттенки мысли, стилистические обороты, опущенные одними, всплывают в передаче других, и таким образом мы имеем (пред собой более или менее подлинного Дантона, как ни далеко, разумеется, это воспроизведение от точности и полноты современных стенографических отчетов.
Как известно, Дантон не был членом ни Учредительного, ни Законодательного собраний; 10 августа 1792 года, после свержения монархии, в котором он сыграл такую видную роль, он был избран министром юстиции и в качестве такового фактически сделался главой первого республикан
ского правительства Франции. Следующий после переворота день был первым днем его выступления в Представительном Собрании. 6 сентября того же года парижские избиратели послали Дантона в Конвент, 31 марта 1794 года последовал его арест. В пределах этого непродолжительного периода (около 20 месяцев) и развертывается вся блестящая парламентская деятельность Дантона, отраженная в его речах. Небольшая часть его выступлений имела место в клубе яко
бинцев, но главным полем его деятельности был, разумеется, Конвент; особенно видное участие в дебатах Конвента при
нял Дантон с тех пор, как вышел из состава правительства (октябрь 1792 г.). Поездка в качестве комиссара Конвента в армию Дюмурье явилась непродолжительным перерывом в этой кипучей нервной деятельности политического борца, оборвавшейся только под ножом гильотины в апреле 1794 г. 1).
сведения о 287 политических и иных выступлениях последнего, тот же ученый выпустил особое, расчитанное на широкую публику издание „Избранных речей (Discours choisies), заключающее в себе до 40 речей. Последнее издание не было в распоряжении составителя настоящего сборника.
1) Новейшим (1914) трудом о Дантоне является книга Маделена (на французском языке). На русском языке—статья проф. Н. И. Кареева: Жорж-Жак Дантон (Вестн. Европы, 1915, сентябрь). Много ценных све
дений о Дантоне и дантонистах, их тактике и идеологии в общих тру
дах: Олар, Политическая история французской революции (М., 1902); Жорес, История великой французской революции, т. III, вып. I (М., 1923); Кунов , Борьба классов и партий в великой французской революции (М., 1919). .