гих руководящих деятелей революционной поры. Этим темам посвящены его наиболее удачные речи, не раз ложившиеся в основу декретов Конвента. 28 августа 1792 года, когда в Париже было получено известие о падении пограничной кре
пости Лонгви, Дантон выступил с предложением ряда чрез, вычайных мер для энергичного ведения войны, не той «поддельной, в стиле Лафайета», говорил он, намекая на время
пребывания у власти жирондистов, а войны настоящей, «войны народов против деспотов» (№ 2). «Во всей истории свободных народов, которые когда-либо подвергались опасности, нет более сильных слоев», говорит об этой «мужественной и сильной» речи Жорес со свойственным ему не
которым патетическим преувеличением, которое он часто проявляет по отношению к родственному ему по духу великому оппортюнисту революции. Другая близкая по содержа
нию и по времени речь (№ 3) была произнесена в трагические
дни руководимого Коммуной самосуда над заключенными в тюрьмах роялистами и подозрительными. Стремясь не порывать с Коммуной 10 августа и не выступая против нее,
Дантон пытается отвлечь народное движение в сторону борьбы на фронте, и в этом смысле надо понимать слова о набате, который готов раздаться, но «не сигналом тревоги, а сигналом к атаке на враг?».
В своих речах по вопросам внешней политики Дантон на первых порах энергично высказывался за ведение республиканской пропаганды в странах, оккупированных французами, и видел в Конвенте «великий комитет всеобщего восста
ния народов» против монархического абсолютизма (№ 6). Признанная Конвентом формула «война—тиранам, мир—наро
дам» приводила к «отказу от завоеваний и посягательств на верховную власть какого бы то ни было народа» (слова жирондиста Луве).
31 января 1793 года при обсуждении предложения Камбона о присоединении Ниццы, проблемы революцион
ной войны встали во весь свой рост пред собранием. Дантон выступил с программной речью (№ 16), можно ска
зать, определившей все направление внешней политики Франции с 93 года до наполеоновской эпохи. Он ответил разом «и тем, кто опасался за свободу при чрезмерном распространении Франции, и тем, кто желал бы, чтобы республика пустилась в бесконечный ряд освободительных пред