ЧАСТЬ IV.


СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЕВРОПЫ и РЕВОЛЮЦИЯ.


ГЛАВА XVIII.
Политические и экономические причины, препятствовавшие развитию революционного движения в Гер
мании.
Германия была совсем подготовлена проникнуться интересом к Французской Революции. Интеллектуальное воздействие Франции на Германию в XVIII веке было огромно. Вольтер, Дидрэ, Руссо, Энциклопедия, Академия наук пробудили по ту сторону Рейна идеи, воспламенившие умы. И даже когда немецкий дух пришел к сознанию своей оригинальности, когда он освободился в области искусства и мысли от исключительного влияния Франции и создал свою лите
ратуру, свой театр, свою философию, он остается в живом общении с французским духом. Клопшток первый дает немецкому гению истинно национальное эпическое и лирическое выражение; и именно Клопшток весь содрогается от энтузиазма при первых событиях Французской Революции, при первых завоеваниях свободы. В Лессинге, освободившем немецкий театр от рабского подра
жания французскому театру и сообщившем религиозной критике неизвестную во Франции глубину, всегда видны следы влияния французского критического ума, такого ясного и такого острого. Когда Кант с ни с чем несравнимой смелостью разрешает проблему соотношения между мышлением и бытием, когда он обосновывает соответствие между мыслью и внешним миром на первенстве мысли, которая сама собой создает законы мировых явлений, что же делает он, как не утверждает науку, восхваляет человеческий разум, подводит фундамент под основанное на опыте знание, иначе говоря, — не является ли он на свой лад продолжателем великих традиций французского XVIII века? Смысл его выступления именно в том, чтобы оградить дерзновенные и в то же время восхитительные завоевания опытной науки от возможных посягательств скептической мысли. Кант укрепляет путь, по которому шли энциклопедисты, делая из него триумфальное шествие разума, этого законодателя всех явлений.
На всех немецких мыслителей второй половины XVIII века, как самых скромных, так и самых великих, французская культура оказала вполне определенное влияние. Это — свободное искание универсальной истины, презрение и ненависть к предрассудкам, постоянная апелляция к разуму, горячая симпатия ко всем народам и рассам, ко всем достижениям цивилизации и мысли,