вится, по удачному выражению Н. Карамзина, «столицей российского дворянства», средоточием сошедших со сцены политической и придворной жизни вельмож. При Екатерине
собирательство и меценатство становятся модой, приобретая подчас характер спорта. Бестолковые московские баре, в стремлении перещеголять друг друга, с удовольствием и довер
чивостью забирают «Рафаэлей» и «Тицианов», в большом количестве предлагаемых им ловкими продавцами, и затрачивают на эти покупки громадные деньги. Создается длинный ряд частных картинных галлерей и кабинетов редкостей, которые, помимо Москвы, можно встретить и во многих подмосковных.
Из художественных собраний XVIII в. особенно выделяется картинная галлерея кн. Д. М. Голицына, включавшая свыше 300 картин разных европейских школ. С этим замеча
тельным собранием, позднее распроданным с аукциона (1819) в пользу Голицынской больницы, связывается первая попытка организации в Москве художественного музея. А. М.. Го
лицын, исполнявший предначертания умершего брата, при больнице выстроил публичный зал с галлереями, где и были размещены картины. Были составлены даже «Правила о допущении посетителей, кроме крестьян и в лапти обутых, совсем не понимающих изящности художеств»; но ничего из этой затеи не вышло, и собрание разошлось по рукам.
Помимо Голицынской галлерей известны и другие художественные собрания—А. С. Васильчикова, А. П, Бибикова, обладавшего между прочим подлинным Рубенсом, и др.
Одновременно можно говорить о естественно-историческом собирательстве, основание которому было положено еще в XVII в. «Кабинеты натуральной истории» в большом количестве встречаются в Москве и летних резиденциях вельмож в середине и второй половине XVIII ст. Среди «куриозныхзатей можно наблюдать и очень серьезные начинания, имею
щие чисто научный интерес. На этом поприще особенно выделяется известная семья богачей горнозаводчиков Демидовых. Акинфий Демидов еще в середине века обладал мине
ралогическим кабинетом, включавшим до 6000 предметов. Исключительным по своему интересу выглядит, громадный ботанический сад его сына, известного филантропа П. А. Демидова, заведенный около 1756 г. в нынешнем Нескучном
(перед дворцом). «Берег реки», пишет посетивший сад в 1781 г. академик П. Паллас, «был тогда совсем неудобен для заведения сада; но 700 человек целые два года работали над разравниванием холма, над берегом находившегося, снося