ма напоминаеть собою гробъ, куда кладется бездушное тѣло. Нижній храмъ тремя сторонами прислонялся къ землѣ и только съ востока проникалъ въ него свѣтъ, чрезъ огромныя окна съ изображеніемъ на стеклахъ ихъ Рождества Христова. Отсутствіе свѣта въ храмѣ и относительная его углублен
ность въ землю соотвѣтствовали той мысли, что тѣло наше, принадлежа болѣе всего землѣ, получаетъ и жизнь и свѣтъ отъ Христа. Гранитные столбы, какъ первозданная матерія, должны были поддерживать сводъ и стѣны храма, на которыхъ предполагалось помѣстить изъ бѣлаго, чернаго и дикаго мраморовъ, въ барельефахъ, исторію смерти Христа и Апостоловъ, такъ какъ она поучаетъ насъ, какимъ способомъ должно при
носить тѣло Христу. Темныя катакомбы, куда предполагалось перенести кости убитыхъ воиновъ 1812 года, заканчивали
тѣлесный храмъ, посвященный Рождеству Христа. На стѣнахъ же катакомбъ предположено было написать имена всѣхъ убитыхъ офицеровъ и солдата. По обѣимъ сторонамъ нижняго храма простиралась колоннада, въ 800 сажень длины, состав
лявшая какъ бы бока горы. На стѣнахъ этой колоннады предназначалось помѣстить исторію побѣдъ 1812 года и главнѣйшіе манифесты того времени, а на концахъ ея—два памятника, по 50 сажень высоты каждый: одинъ—изъ пушекъ, отбитыхъ у непріятеля во время преслѣдованія его отъ
Москвы до Русской границы; другой—изъ пушекъ, взятыхъ у него во время похода отъ Русской границы до Парижа.
О монументѣ изъ вражескихъ пушекъ данъ былъ графу Растопчину слѣдующій Высочайшій рескрипта:
«Хотя изгнанный изъ Москвы непріятель краткое время былъ въ ней, и хотя не преодолѣніемъ противопоставленной ему обороны вошелъ въ нее, и не силою осадныхъ орудій, но дѣйствіями неприличныхъ и срамныхъ для воина зажиганій, грабительствъ и подрываній нанесъ ей тяжкій вредъ; однако же онъ не престаета тѣмъ тщеславиться и величаться.
Для униженія и помраченія сего самохвальства его, повелѣли Мы Генералъ-Фельдмаршалу князю Кутузову всю отбитую
у него въ разныхъ сраженіяхъ артиллерію препровождать въ Москву, гдѣ на память многократныхъ побѣдъ и совершен