Лѣтописное преданіе говорить, что „Юрій, казнивъ Кучка, взыдѣ на гору и обозрѣ очима своима сѣмо и овамо, по обѣ стороны Москвы рѣки и Неглинной, возлюби села оныя (Степана Кучка) и по
велѣлъ сдѣлати тамъ древянъ градъ“. Что же именно построилъ Юрій Владиміровичъ въ Москвѣ? Древнѣйшій храмъ Іоанна Предтечи подъ Боромъ и церковь Спаса на Вору, который тянулся изъ Кремля, отъ
Воровицкихъ воротъ, черезъ Китай-городъ, на нынѣшнюю Лубянку, на далекое пространство, построены были уже послѣ смерти Юрія. Сооруженіемъ основателя Москвы были, несомнѣнно, деревянныя стѣны Кремля, за коими могли находить себѣ защиту крестьяне селъ Кучковыхъ и но
вые поселенцы. Но эти стѣнж были даже не дубовыми, потому что таковыя, по лѣтописному сказанію, построены Іоанномъ Калитою. Болѣе,


чѣмъ вѣроятно, что основатель Москвы построилъ въ Кремлѣ и княжій


дворъ, съ соотвѣтственными строеніями, гдѣ гостили у него князья и гдѣ можно было дать названный выше „сильный11 обѣдъ, въ 1147 году, и гдѣ жила княжья дружина. Сомнѣнія нѣтъ, что извѣстный храмоздатель
ствомъ, по другимъ городамъ, Юрій построилъ хотя одну церковь въ Москвѣ, но объ этомъ мы не имѣемъ письменныхъ свѣдѣній.


Что такое были Кучковы села до основанія на Москвѣ-рѣкѣ города? Этотъ интересный вопросъ рѣшить очень затруднительно.


Къ числу Кучковыхъ селъ, по преданіямъ, принадлежали: Воробьевой Симоново, Высоцкое, Кулишки, Кудрино и Сущево·, называютъ и другія·,
и тамъ, еще до основанія Москвы, какъ города, были, конечно, свои церкви: ибо села отличаются отъ деревень церквами. Одно только извѣст
но, что Кучковы села не совпадали съ городомъ Москвою. Кучково поле начиналось именно съ того мѣста, гдѣ идетъ теперь Лубянка, а домъ боярина находился будто близъ нынѣшнихъ Чистыхъ прудовъ. Преданія разсказываютъ, что, на мѣстѣ церкви Спаса на Вору, когда-то жилъ пустынникъ Вукалъ, а Крутицахъ какой-то мудрый человѣкъ, по имени Подонъ, родомъ римлянинъ.
Но все, что можно сказать о Степанѣ Кучкѣ, есть или былины лѣтописцевъ или догадки историковъ новѣйшаго времени. Разныя старинныя преданія говорятъ согласно, что онъ былъ казненъ Юріемъ Долгорукимъ. Но за что?—Вотъ вопросъ, который розно рѣшается и въ схожихъ съ былинами „старинкахъ , и въ новѣйшихъ изслѣдованіяхъ. Одна легенда говорить, что Кучко, возгордѣвся зѣло, не почтилъ своего князя и даже хулилъ его.
Какая-то раскольничья рукопись, которая была въ рукахъ историка Татищева, увѣряетъ, будто Юрій Владиміровичъ, бывшій въ связи съ женою Степана Ивановича Кучка, казнилъ его за то, что этотъ
послѣдній заперъ отъ него свою жену и измѣнилъ ему въ отмщеніе за свою честь въ пользу Изяслава Мстиславича. Но та же „старин
ка11 утверждаетъ, что Юрій Владиміровичъ выдалъ дочь казнен
наго боярина Улиту за своего сына Андрея Боголюбскаго, передалъ ему въ бояре сыновей Степана, а Села опальнаго взялъ себѣ. Особенно странно, что сыновья казненнаго боярина, Кучковичи,