«Чюдотворца Петра вдовствующу, и того ради намъ и всему благовѣрн. «Христианству скорбь не мала належаще, и того ради во всю свою «область своего Царского Самодержьства послахомъ... повелѣхомъ снитися «преосв. Архіепископомъ и Епископомъ... да по правиломъ Божествен. «Апостолъ Свв. Отецъ изберутъ достойнѣйшаго на тотъ превеликій пре«столъ... и егда снидошася, и мы съ ними совѣтъ положили, съ своими «Богомольцы съ Пиминомъ Архіеп. Вел. Новаграда и Пскова, съ Ни«кандромъ Архіеп. Ростов, и Ярослав., съ Трифономъ Архіеп. Полотц«скимъ, съ Аѳанас. Еп. Суздальск. и Торускимъ, Симеономъ Еп. Смолен, «и Брянскимъ, съ Филоѳеемъ Еп. Рязан. и Муромскимъ, съ Варлаамомъ «Еп. Коломеп. и Коширскимъ, съ Матѳ. Еп. Сарскимъ и Подонскимъ,
«съ Іоасафомъ Епис. Пермьскимъ и Вологодцскимъ... что отецъ нашъ «Митрополитъ носитъ черной клобукъ, а презиніе Рускіе Первопрестол«ницы, Митрополиты и Чюдотворцы Петръ и Алексій, и Ив. Архіеп. «Новогородцкій, и Леонтій и Игнатій и Исаія, Ростовскіи Чюдотворцы,
«носили бѣлые клобуки, и тому бы отцу нашему и Богомольцу Митро«политу высокопрестольная древняя почесть учинити, посити бы ему «бѣлой клобукъ съ рясами, потому что прежніе Рускіе Первопрестолници, «Петръ и Алексій Митрополиты, писаны па образѣхъ въ бѣлыхъ клобу«кѣхъ... а которые Митрополиты были послѣ, также и Ростовскіе Архі«епископы и Епископы, тѣ всѣ носили чорныо клобуки; а того въ писаніи
«не обрѣли есмя, чего для бѣлые клобуки отставлены; а Богомолецъ «нашъ Пиминъ, Архіеп. В. Новаграда и Пскова, носитъ бѣлой клобукъ, «и презкніе носили бѣлые же, а писанія тому нѣтъ же, котораго для «случая. Также Архіеп. В. Новаграда, и Архіей. Казанскій и Свіяжскій «печатаютъ грамоты благословенные и посыльные краснымъ воскомъ, а «Митрополитъ чернымъ, а Митрополитъ высочайшія степени, Архіепи«скопу и Епископомъ всѣмъ глава, а въ томъ ему почести нѣтъ... И мы
«Вел. Государь Царь и В. К. со всѣми своими Богомольцы подвигохомся «духовнѣ и уложили есмя и укрѣпили, что отъ сего времени впередъ кому «Богъ благоволить на великой степени Рускія Митрополіи быти, почесть
«есмя учинили ему древнюю, носити ему клобукъ бѣлой съ рясами и съ «Херувимомъ... также и грамоты печатати краснымъ воскомъ, а па печати «быти Пречистой Богородицѣ со Младенцемъ, а на другой сторонѣ быти
«рукѣ благословенной, а вкругъ ее быти подписи, Митрополичю имяни; а «Архіепископу В. Новаграда носити бѣлый клобукъ и иечатати краснымъ «воскомъ по прежнему обычаю; и Архіеп. Казанскому печатати краснымъ «же воскомъ. И для сего уложенья сію. грамату велѣли написати, и къ «сей грамотѣ велѣлъ Государь печать свою привѣсити; и мы Архі«епископы, Епископы» (слѣдуютъ имена) «руки свои приложили; а Архіеп. «Казанскаго въ то время въ животѣ не стало, а Тферскаго Еп. руки «нѣтъ, потому что для великія старости и болѣзни на Соборъ не пріѣхалъ, «а писалъ, что со всѣми единомышленъ. А вызвѣстися и написася сія
«грамота нашея степени царствіа града Москвы лѣта 7072, Февр. мѣсяца, «Индикта въ 7 день, Государствія нашего 30, Царствъ нашихъ Россій«скаго осмьнадесять, Казанскаго 13, Астроханскаго 10».
(95) Аѳанасій (родомъ Переславецъ, мірскимъ именемъ Андрей, бывшій только два года Ииокомъ, по сказанію Морозовскаго и Псков. Лѣтописца) былъ избранъ 24 Февр., а поставленъ Марта 5. Царь говорить ему тоже, что Іоаннъ III Митрополиту Симону: «и изговоря рѣчь, «даде Святителю посохъ въ десную руку». См. Продолж. Царств. Ка. л. 53—534.
Выписка изъ лѣтописей сего времени.