e) Когда родился Христосъ и начались гоненія Ирода, Богоматерь положила божественнаго младенца въ ясли и прикрыла его сѣномъ. Прожорливая лошадь всю ночь ѣла кормъ и безпрерывно открывала убѣжище Спасителя; а воль
не только пересталъ ѣсть, но еще собиралъ разбросанное сѣно рогами и набрасывалъ его на младенца. Богъ проклялъ лоіпадь за ея жадность, а вола благословилъ; оттого-то лошадь постояно жретъ и никогда не насыщается; оттого-то воль употребляется человѣкомъ въ пищу, а лошадь нѣтъ J).
f) У моряковъ есть повѣрье, будто два черныя пятна, видимыя на жабрахъ трески, произошли отъ того, что апостолъ Петръ взялъ ее двумя пальцами, когда вынималъ изо рта рыбы монету для уплаты подати 2).
g) Во время земной своей жизни зашелъ однажды Спаситель въ домъ еврея. Толпа окружила его. Невѣрующій хозяинъ вздумалъ посмѣяться и сказалъ Спасителю: „если ты Богъ, скажи намъ, что подъ этимъ корытомъ?“—Свинья съ тремя поросятами, отвѣчалъ Господь. Какой ужасъ оковалъ предстоящихъ, когда вмѣсто спрятавшихся хозяйки и дѣтей выползла изъ-подъ корыта большая свинья съ тремя поросятами. Вотъ почему евреи не ѣдятъ свинины 3).
h) Медведъ, говорятъ поселяне, былъ прежде человѣкомъ; онъ и теперь пьетъ водку, ѣстъ хлѣбъ, ходитъ на заднихъ лапахъ, пляшетъ, и не имѣетъ хвоста.
Когда-то встарину странствовали по землѣ св. Петръ и св. Павелъ, Случилось имъ проходить черезъ деревню около моста. Злая жена и мужъ согласились испугать святыхъ путниковъ, надѣли на себя вывороченныя шубы, притаились въ укромномъ мѣстѣ, и только апостолы стали сходить съ моста—они выскочили имъ на встрѣчу и заревѣли по-медвѣжьи. Тогда св. Петръ и св, Павелъ сказали: „щобъ же вы ривили отныни и до вика!“ Съ той самой поры и стали они медвѣдями.
1) Записано въ Харьковской губерніи,
2) Московскія Вѣдомости, 1858 г., № 87.
3) Записано въ Херсонской губерніи г. В. Негрескуломъ