рѣки; я и на камушкѣ напьюсь! Господь разгнѣвался на нее и запретилъ ей и ея потомству даже приближаться къ озеру, рѣкѣ и ручейку, а позволилъ утолять жажду только той водою, которая послѣ дождя остается на неровныхъ мѣстахъ и между камнями. Съ тѣхъ поръ бѣдная птичка, надоѣдая людямъ, жалобно проситъ пить, пить!“ 1)
к) Когда жиды преслѣдовали Спасителя, чтобы предать его на распятіе, то всѣ птицы, особенно ласточка, старались отвести ихъ отъ того мѣста, гдѣ укрывался Христосъ. Но воробей указалъ имъ это мѣсто своимъ пискливымъ чириканьемъ; жиды увидали Спасителя и повели его на мученіе. Потому Господь проклялъ воробья, и мясо его запретилъ употреблять въ пищу.—Этотъ разсказъ записанъ въ Харь
ковской губерніи; въ другихъ мѣстностяхъ увѣряютъ, что въ то время, какъ предали Христа на распятіе, воробьи безпрерывно кричали: живъ-живъ! живъ-живъ!—вызывая чрезъ то враговъ Спасителя на новыя муки. Ласточки напротивъ чирикали- умеръ, умеръ! Онѣ старались похищать приго
товленные мучителями гвозди, но воробьи снова находили ихъ и приносили назадъ. Оттого гиѣздо ласточки предвѣіцаетъ дому счастіе, убить ее считается за великій грѣхъ; а если воробей влетитъ въ избу—это предвѣстіе большой бѣды. О воробьѣ разсказываютъ, что онъ одинъ не знаетъ праз
дника Благовѣщенья и вьетъ въ этотъ день гнѣздо, что у него ноги связаны за его предательство невидимыми путами и потому онъ можетъ только прыгать, а не переступать 2).
1) Въ Галиціи ходитъ въ народѣ такое преданіе: когда, воскресъ Христосъ, его увидала жидовская дѣвочка и сказала о томъ своему отцу. Но старый еврей не повѣрилъ и сказалъ: „тогда онъ воскреснетъ, когда этотъ жареный каплунъ
1) Терещенко: Быть русск. народа, ч. V, стр, 47.
2) Иллюстрація, годъ 2-й, статья Даля, стр. 262, 333. Въ день Рождества Христова литвины стараются топить печи до зари, чтобы воробьи не видали выходящаго изъ трубъ дыма; въ противномъ случаѣ птица эта сильно повредитъ крестьянскимъ посѣвамъ. (Черты изъ исторіи и жизни литовск. народа, стр. 95).