былъ, на квадратѣ въ 200 сажень, во французскомъ вкусѣ, съ открытыми клумбами разнообразнаго рисунка для дорогихъ цвѣтовъ, но бокамъ со шпалерами подстриженныхъ линъ и березъ, образовавшихъ аллеи, а за сими послѣдними, за лиственницей и кедрами, съ рядами слей, тополей, рябины, черемухи, сосень и т. д., чѣмъ дальше отъ средины къ краямъ, тѣмъ гуще. Онъ дѣлился на двѣ неравныя поло
вины, поперегъ разгороженныхъ узористою рѣшеткой 7), и названъ садомъ „Большимъ“ (въ отличіе отъ „Маллго,“ старшаго, о которомъ ниже). Вт. самой срединѣ сада помещался нрудъ, нынѣ зарощенный лугомъ; Дорожки, перекрестки и переходы украшались множеством·!, мраморныхъ статуи, подаренныхъ Екатериною и дополненныхъ другими простѣйшими, алебастровыми па гранитѣ, своей Московской работы 8).
Садовая кайма шпалеръ и аллей отдѣлялась отъ крайней чащи другихъ саженихъ деревьевъ, съ нрава, съ лѣва и впереди (за оранжереей) рвомъ или довольно глубокимъ каналомъ съ проведенною отъ прудовъ чистою водою: на высокомъ берегу канала, кончавшемъ края сада, съ трехъ же стороиъ обнесена была высокая ограда въ каменпыхъ столбахъ 9).—Красивейшия зданія, воздвигнутая въ одно время съ Болыинмъ домомъ, пришлись внутри этого водянаго обвода, среди аллей. То были: на право отъ домовой террасы, каменный такт, называемый „Гротъ,“ выложенный внутри разнообразными морскими рако
винами, съ типическими статуями приморскихт. жителей, въ томъ числѣ и нашихъ, съ рѣдкостями въ роде мамонта и т. п. 10); съ боку его, между нимъ и Итальянским !, домомъ, нрудъ с.ъ особепно-рѣдкою рыбою, ходившею по звонку, а на берегу, на пригоркѣ, мраморная статуя Сирены надъ фонтаиомъ 11); далѣе „Итальянскій домъ,“ пред
назначенный собственно для памятниковъ Итальянскаго искусства, преимущественно дорогихъ картинъ,—нередъ нимъ статуи, фонтаны, цвѣтники 12); тутъ же, правая сторона обводнаго капала служила для нлавапія рѣдкихъ птицъ, особепно лебедей, съ пхъ жилищемъ на высо
1) Рисунка Екатерины, тою самою, что послѣ перенесена къ Большому дому (ср. выше).—8) По видимому ради невысокого ихъ достоинства: предназначались прежде для садовъ Потербургскнхъ, пхъ до 70-ти. Гипсовые бюсты въ 1785 г. дѣлалъ Мартынъ Андреевича — *) Следы ея столбовъ видны доселѣ,—
‘ ) ІІолъ въ залѣ пзъ Орлеаискаго мрамора, въ кабинетах!,—синяго и бѣлагь мрамора; 12 статуй деревяпннхъ съ перламутромъ и раковинами; столи со мраморными досками. При нѣкоторой порчѣ и ветхости, сохранился доселѣ, хотя въ пыли и грязи.— ) Порядочная рыба есть доселѣ; статуя Сирены спята. — 12) Внѣшность дома обезображена, внутри теперь жилые покои, Съ мебелью Петровскаго времени, картины и рѣдкостн вынесены. Прежде вездѣ, кромѣ картипъ и статуй, были мраморъ, золото, хрусталь, бпееръ, рѣзьба
но дереву, штофъ, атласъ, живописные плафоны и фрески. Поврежденъ послѣ отдачи въ наймы и когда жила здѣсь И. И. Щ. Особый садикъ нередъ до
момъ былъ огороженъ: въ немъ бассейны и фонтаны (пода изъ Водовзводной башни, ср. ниже), мраморныя вазы, статуи, пирамиды, отлитыя утки и т. п.