(кладовъ). Судя по нѣкоторымъ татарскимъ источникамъ, можно думать, что на мѣстѣ нынѣшняго Саратова находилось какое-то поселеніе Сары-Tay (Желтая гора); нѣкоторые ученые
даже полагаютъ, что здѣсь-то именно и былъ главный городъ Буртасовъ, описанный арабскимъ путешественникомъ. Какъ бы то ни было, вѣрно только то, что окрестности нынѣшняго Саратова были издавна заселены, въ чемъ моягно удостовѣриться но различнымъ древиимъ находкамъ и по монетѣ съ указаніемъ города Увска. И нынѣ въ 10 вере, отъ Саратова есть деревня Увскъ съ городищемъ, еще извѣстнымъ съ XVI столѣтія.
Саратовъ въ ту пору имѣлъ значеніе стороягевого поста, затерявшагося въ степяхъ, по которымъ рыскали всякіе хищники. Надо было наблюдать и за безпокойными кочевникамиинородцами, преслѣдовать ,,воровскія“ шайки православной голытьбы и охранять царскія
суда, шедшія съ солью изъ Астрахани и иногда зимовавшія здѣсь. Въ актахъ XVII вѣка здѣшнимъ воеводамъ пространно и убедительно рекомендуется быть крайне осторожными на каждомъ шагу, ибо каждый шагъ могъ увлечь въ погибель... ,,И съ Царицына, смотря по вѣ
стямъ, идти на Саратовъ съ великимъ береженіемъ44, гласить наказъ. ,,И идти степью и на станѣхъ ставиться съ великимъ береженіемъ; и около конскихъ табуновъ для береженья, по
сылати въ разъезды по часту и самимъ разъѣзжати въ день и въ ночь, и на станѣхъ на караулѣхъ велѣти стояти бережно и усторожливо и во всемъ береженье держати великое, чтобы въ дорогѣ и на станѣхъ, Казневскіе или Крымскіе и Едисанскіе и Енбулацкіе и Калмыцкіе люди, и воры-казаки или иные какіе воинскіе люди безвѣстно не пришли и никакого дурна
не учинили14. И въ архивныхъ бумагахъ и въ памяти народной здѣсь сохранилось много преданій и пѣсенъ о похожденіяхъ и славныхъ подвигахъ разныхъ атамановъ, объ ихъ прито
нахъ посреди горъ или въ чащѣ лѣсной, о кладахъ, зарытыхъ ими. 1 акъ, долго хозяйничалъ здѣсь знаменитый Ермакъ, пока не отправился въ Сибирь, а послѣ него въ 1590-хъ годахъ