Саратовъ и Самару съ внутренними губерніями, оказали имъ услуги далеко не равныя. Отъ Волги внутрь Россіи ведутъ три желѣзнодорожные пути: отъ Самары, отъ Саратова и изъ
Царицына. Самарскую дорогу питаетъ и будетъ питать восточная окраина; Грязе-Царицынскую дорогу будутъ питать Астрахань и Донъ. А что же остается Саратовской желѣзной дорогѣ, такъ не кстати протянувшейся между двумя вышеупомянутыми питательными вѣтвями? Факты послѣднихъ лѣтъ уже доказали краснорѣчиво рядомъ убѣдительныхъ цифръ, что Сара
товская дорога не можетъ соперничать со своими сосѣдками... Въ то время, какъ движеніе на Самарской и Царицынской желѣзныхъ дорогахъ съ каждымъ годомъ усиливается, отправленіе товаровъ на Саратовъ уменьшается.
Впрочемъ, въ Саратовѣ, кромѣ русскихъ купцовъ, еще до послѣдняго времени жили комиссіонеры и агенты иностранныхъ торговыхъ домовъ для закупки хлѣба, сѣмени льняного, сала и другихъ продуктовъ, отправляемыхъ за границу. Еще не очень давно на саратовской пристани среднимъ числомъ въ навигацію грузилось отъ 3 до 4 милл. иуд. на сумму отъ 2 до 3 милл. руб., а разгружалось до 5 милл. нуд. на 2 милл. руб. и болѣе. Нынѣ же на Са
ратовской пристани нагружаются около 100 пароходовъ, столько же баржей, буксируемыхъ пароходами, да до 70 судовъ различныхъ наименованій, а общая цѣнность груза простирается до 2 милл. руб.; при нагрузкѣ бываютъ заняты 2,000 судорабочихъ. Разгружается болѣе 100 пароходовъ, 200 барокъ, да около 200 судовъ различныхъ названій, 25 и болѣе плотовъ — всего на сумму 21/а милл. руб., а число судорабочихъ доходитъ до 5,000 чел. Нагружается: разнаго рода хлѣбъ, сѣмя льняное, поташъ, спиртъ, масло постное, табакъ, шерсть, сало, бакалейные, рыбные, москательные и др. товары, а выгружается: строевой и дровяной лѣсъ, соль, металлическія издѣлія, фрукты, вино, икра, рыба, рыбій жиръ, смола, деготь и т. под. Въ рукахъ саратовскаго купечества до послѣдняго времени сосредоточивалась почти вся об
ширная торговля солью; черезъ руки здѣшняго купечества среднимъ числомъ переходило до 4 милл. пуд. одной элтонской соли, не считая соли астраханской, закупаемой или перепро
даваемой большими партіями. Изъ Саратова соль отправлялась во внутреннія губерніи, отчасти
въ Малороссію. Торговля хлѣбомъ довольно значительна; хлѣбъ закупается не только на сараговскихъ базарахъ, но и въ другихъ торговыхъ пунктахъ, при чемъ онъ отправляется и въ верховыя губерніи по Волгѣ и на югъ къ портамъ Касиійскаго моря для снабженія провіантомъ войскъ, расположенныхъ на Кавказѣ и въ Туркестанскомъ краѣ.
Сѣмя льняное закупается главнымъ образомъ для иностранныхъ фирмъ; подсолнечное сѣмя
Ж. Р. Т. VIII, ч. I. Среднее Поволжье. 31
Царицына. Самарскую дорогу питаетъ и будетъ питать восточная окраина; Грязе-Царицынскую дорогу будутъ питать Астрахань и Донъ. А что же остается Саратовской желѣзной дорогѣ, такъ не кстати протянувшейся между двумя вышеупомянутыми питательными вѣтвями? Факты послѣднихъ лѣтъ уже доказали краснорѣчиво рядомъ убѣдительныхъ цифръ, что Сара
товская дорога не можетъ соперничать со своими сосѣдками... Въ то время, какъ движеніе на Самарской и Царицынской желѣзныхъ дорогахъ съ каждымъ годомъ усиливается, отправленіе товаровъ на Саратовъ уменьшается.
Впрочемъ, въ Саратовѣ, кромѣ русскихъ купцовъ, еще до послѣдняго времени жили комиссіонеры и агенты иностранныхъ торговыхъ домовъ для закупки хлѣба, сѣмени льняного, сала и другихъ продуктовъ, отправляемыхъ за границу. Еще не очень давно на саратовской пристани среднимъ числомъ въ навигацію грузилось отъ 3 до 4 милл. иуд. на сумму отъ 2 до 3 милл. руб., а разгружалось до 5 милл. нуд. на 2 милл. руб. и болѣе. Нынѣ же на Са
ратовской пристани нагружаются около 100 пароходовъ, столько же баржей, буксируемыхъ пароходами, да до 70 судовъ различныхъ наименованій, а общая цѣнность груза простирается до 2 милл. руб.; при нагрузкѣ бываютъ заняты 2,000 судорабочихъ. Разгружается болѣе 100 пароходовъ, 200 барокъ, да около 200 судовъ различныхъ названій, 25 и болѣе плотовъ — всего на сумму 21/а милл. руб., а число судорабочихъ доходитъ до 5,000 чел. Нагружается: разнаго рода хлѣбъ, сѣмя льняное, поташъ, спиртъ, масло постное, табакъ, шерсть, сало, бакалейные, рыбные, москательные и др. товары, а выгружается: строевой и дровяной лѣсъ, соль, металлическія издѣлія, фрукты, вино, икра, рыба, рыбій жиръ, смола, деготь и т. под. Въ рукахъ саратовскаго купечества до послѣдняго времени сосредоточивалась почти вся об
ширная торговля солью; черезъ руки здѣшняго купечества среднимъ числомъ переходило до 4 милл. пуд. одной элтонской соли, не считая соли астраханской, закупаемой или перепро
даваемой большими партіями. Изъ Саратова соль отправлялась во внутреннія губерніи, отчасти
въ Малороссію. Торговля хлѣбомъ довольно значительна; хлѣбъ закупается не только на сараговскихъ базарахъ, но и въ другихъ торговыхъ пунктахъ, при чемъ онъ отправляется и въ верховыя губерніи по Волгѣ и на югъ къ портамъ Касиійскаго моря для снабженія провіантомъ войскъ, расположенныхъ на Кавказѣ и въ Туркестанскомъ краѣ.
Сѣмя льняное закупается главнымъ образомъ для иностранныхъ фирмъ; подсолнечное сѣмя
Ж. Р. Т. VIII, ч. I. Среднее Поволжье. 31