стро усвоивающей себѣ всѣ существенные интересы Запада, но и въ устной словесности народа, который неоднократно и въ прежніе вѣка доказывалъ и теперь доказываетъ своею подвижностью и го
товностью къ развитію, что его нравственныя и умственныя основы, выработанныя его многовѣковою словесностью, не чужды общечеловѣческимъ интересамъ образованной Европы.
Сверхъ того, словесность народная, безъискусственная, имѣетъ еще то великое значеніе, что она служить выраженіемъ не личныхъ понятій или воззрѣній какого-нибудь одного поэта или оратора, а духовнаго расположенія цѣлыхъ массъ. И какъ эти иеобозримыя массы народа представляютъ собою нѣчто безличное, какъ бы внѣшнюю и вещественную силу, руководимую свыше Промысломъ Божіимъ, такъ и устная словесность, безсознательно переходя отъ одного поколѣнія къ другому, стоить какъ бы внѣ человѣческаго произвола, подчиняясь только высшимъ судьбамъ: гласъ народа— гласъ Божій, такова безсознательная вѣщая словесность народа, та
кова его старобытная поэзія, его мудрое изреченіе, таковы его многовѣковыя, маститыя преданія.
Чтобы войти въ интересы нравственной жизни парода, надобно изучить его словесность.
Лекція 2-я.
Читана 30-го декабря 1859 г.