бывшій тогда въ церкви. Іисусъ Христосъ велѣлъ мальчику пригласить на вкушеніе этихъ божественныхъ яствъ аббата того монастыря черезъ 30 дней, и монаха, который слышалъ ихъ бесѣду, черезъ
сорокъ: и чтобъ оба они приготовились къ тому исповѣдью. Аббатъ сначаіа не хотѣлъ вѣрить словамъ мальчика, но его убѣдилъ тотъ монахъ, свидѣтель великому чуду. И вотъ черезъ семь дней скончался монахъ-мальчикъ и отошолъ къ той сладкой вечери и къ неизреченнымъ радостямъ вѣчнаго рая. Тогда-то уже окончательно убѣдился аббатъ, и сначала ужаснулся, но потомъ сталъ приготовляться къ отшествію молитвою, сердечнымъ сокрушеніемъ и исповѣданіемъ грѣховъ, и на тридцатый день скончался, а черезъ сорокъ дней померъ и тотъ благочестивый монахъ, и всѣ трое сподобились они вкусить райской пищи и вѣчнаго блаженства.
Этотъ поэтическій разсказъ, оторванный отъ древнехристіанскихъ преданій на Западѣ, въ нашей письменности составляетъ эпизодъ изъ житія Онуфрія Великаго, пустынника Египетскаго. Этотъ подвижникъ,
вскормленный ланью, въ самомъ раннемъ возрастѣ былъ приведенъ
въ одинъ изъ египетскихъ монастырей. „Когда исполнилось ему семь лѣтъ—говорите наша рукопись*)—часто хаживалъ онъ къ хлѣбнику и выпрашивалъ у него ломоть хлѣба; несъ въ церковную паперть,
гдѣ была икона Пречистой Дѣвы Богородицы съ Младенцемъ Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ на рукахъ. Будучи еще несмысленнымъ отрокомъ, приступая къ иконѣ, Онуфрій бесѣдоваіъ ко Младенцу, на рукахъ Дѣвическихъ держимому, на иконѣ изображен
ному, будто къ живому, говоря такія слова: „Ты такъ же малъ, какъ и я, но я хожу въ хлѣбню, спрашиваю себѣ хлѣба и ѣмъ, а ты никогда не ѣшь. Почему такъ? Пріими же мою часть и вкуси.
Тогда изображенный Младенецъ Христосъ, будто живой, просгеръ руку свою и, принявши подаваемый Ему хлѣбъ,—казалось—сталъ его ѣсть; и это великое чудо совершалось не разъ, не дважды, но многократно**). Старецъ же хлѣбный замѣтивъ, какъ часто отрокъ Онуфрій берете хлѣбъ, началъ присматривать за нимъ, куда онъ хлѣбъ носите. Видя, что онъ идете съ хлѣбомъ къ церкви, пошолъ за нимъ издали и, подошедши къ паперти, узрѣлъ дѣющееся тамъ
*) По рукописному сборнику, принадлежащему мнѣ.
**) Эта подробность оставила по себѣ слѣдъ въ нѣмецкой проповѣди.